Хронология первобытной культуры.

Первобытнообщинный строй был самым длительным по времени – более миллиона лет – этапом развития человечества. Отсутствие единой научной точки зрения на проблемы антропогенеза затрудняют определение отправной точки человеческой культуры. В обнаруженных археологами костных останках наших далеких предков одни исследователи видят предчеловека, другие HOMO SAPIENS. Поэтому временной разброс в определении начала первобытной истории колеблется в пределах 2,5 – 1,5 млн. лет назад. Конец первобытной истории связан с формированием классовых государств, которые в различных регионах Земли возникали не одновременно. В Азии и Африке, например, первые классовые государства складывались на рубеже 4-3 тыс.до н.э., а в Америке – в 1 тыс.н.э.

Таким образом, в нашем контексте мы должны сосредоточить своё внимание не столько на цифрах, сколько на сути процесса: первобытная культура формировалась и существовала с момента возникновения HOMO SAPIENS до образования первых классовых государств.

К чрезвычайно огромному и насыщенному событиями периоду первобытной истории, очевидно, удобно применить свою собственную периодизацию. В связи с тем, что первобытной историей занимаются многие специалисты, каждое научное направление выработало свои принципы периодизации. Тем не менее, это не мешает признавать многими исследователями периодизацию первобытного общества разработанную историками. В основе такого деления лежат материалы, из которых человек изготавливал орудия труда на том или ином этапе исторического развития.

Самым продолжительным периодом первобытной истории является каменный век, который подразделяют на палеолит(древний каменный век), мезолит(средний каменный век) и неолит (новый каменный век). Каменный век сменился бронзовым, а затем железным. Интересно заметить, что на границе неолита и бронзового века стали формироваться первые классовые государства, такие как Египет и Шумер, в то время как на других территориях Земли всё ещё господствовали первобытные отношения.

Членение исторического процесса может быть связано не только с использованием человеком того или иного материала для производства орудий труда, но и с фиксацией качественных изменений в творческом процессе. Так, ещё в 19 веке выдающийся американский этнолог Л.Г.Морган представил первобытную историю как процесс развития человека от дикости к цивилизации. В каждом крупном периоде развития человека он выделил три ступени низшую, среднюю и высшую. Низшая ступень дикости начинается с появления человека и членораздельной речи, средняя –с возникновением рыболовства и применения огня, высшая – с изобретения лука и стрел. Переход к следующей эпохе – варварству начинается с его низшей ступени – распространения керамики, далее – освоение земледелия и скотоводства и высшая ступень варварства – освоение железа. С появления письма Л.Г.Морган начинал эпоху цивилизации.

В современной науке в процессе культурогенеза выделяют следующие цивилизационные скачки:

- использование огня и орудий труда;

- появление речи

-сознательное ограничение своих потребностей (табу)

- формирование мифологического сознания.

Для серьёзного анализа первобытной истории недостаточно сосредотачивать внимание на производственно-технологических процессах. Социогенез также требует своей систематизации. В своей организации люди прошли длинный путь от праобщины (человеческого стада) через племенное единство к родовой общине и семье. Начало процесса классообразования происходил на базе общинно-соседских связей. В западной историографии в процессе становления классового общества принято выделять три периода – эгалитарный, стратифицированный и иерархический. При этом иногда подчеркивается, что путь формирования неравенства проходил от социального неравноправия к имущественному. Как бы то ни было, а исследователи первобытной культуры сходятся в признании эгалитарного характера первобытного общества, то есть первобытного коллективизма.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 81 = 90