Интересы, склонности, идеалы и мировоззрение

Психологические установки

В психологии под установкой понимают психическое состояние человека как субъекта деятельности, определяющее готовность и конкретные особенности его поведения в ответ на воздействия внешней среды.

Само слово «установка» происходит от латинского «аптус», имеющего значение: 1) физическое или умственное состояние подготовленности к действию; 2) поза человека в смысле моторного или умственного предрасположения.

В советской психологии теоретические положения установки создал грузинский психолог Д.Н. Узнадзе. В своем обобщающем труде «Экспериментальные основы психологии установки" он определяет установку как особое состояние психики, которое предваряет появление отдельных фактов сознания или предшествует им. Установка формируется в психике субъекта в результате предварительных опытов в виде изначальной реакции на воздействие ситуации, в которой ему приходится ставить и решать задачи. Характерной чертой установки, согласно Узнадзе, является ее внесознательный психический процесс, оказывающий... решающее влияние на содержание и течение сознательной психики».

Установка направляет всю деятельность человека, мобилизуя необходимые для этого его психические силы. Знание закономерностей проявления установки — необходимое условие для оценки личности преступника, потерпевшего и т.д. В установке в структурном плане выделяют три компонента: эмоции, убеждения и мнения, реакции и навыки. Эти компоненты эмоциональных, интеллектуальных и поведенческих подструктур определяют активность человека в окружающей его обстановке. Установка во многом определяет все поведение человека. Она управляет нашими реакциями в ответ на реакции собеседника: наше выражение лица зависит от того, как в данный момент собеседник, с которым мы находимся в контакте, принимает нас. Содержательной стороной установки являются ценностные ориентации личности.

Под интересом понимают мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности. Интерес носит избирательный характер и проявляется в активном сосредоточении внимания и мыслей на определенных предметах и явлениях.

Личностные интересы работников юридического труда имеют существенное значение. Они являются наиболее существенными стимулами расширения кругозора, приобретения юридических и политических знаний, повышают познавательную активность юриста-практика, вызывают стремление овладеть в совершенстве юридической специальностью, служат одним из важнейших условий творческого отношения к данной специальности.

Интересы работников юридического труда весьма разнообразны и их можно классифицировать по ряду признаков.

По содержанию, объектам и сферам деятельности, на которые направлено преимущественное внимание и активность личности выделяют общественно-политические, профессиональные и бытовые интересы. Содержанием определяется общественная ценность интересов личности.

По широте интересы могут быть широкими и узкими. Для успешного решения задач овладения юридической специальностью важно сформировать у будущего юриста основной центральный интерес к юридической специальности и сочетать его с другими интересами (общественными, эстетическими и др.).

По степени устойчивости различают устойчивые и неустойчивые интересы. Из людей с устойчивыми профессиональными интересами легче подготовить хороших работников юридического труда. Действенность интересов у юристов также весьма различна. У одних образовавшиеся интересы проявляются слабо и быстро исчезают, у других же они обладают большой побудительной силой.

Постоянный устойчивый и действенный интерес, как правило, перерастает в склонность, которая проявляется преимущественно к направленности работника юридического труда не просто на предмет, но и на процесс деятельности. Например, интерес к самовоспитанию у юриста-практика может перерасти в склонность постоянно анализировать свои действия и поступки, уяснять их значение в жизни коллектива.

Склонность — сильный и устойчивый мотив. Юрист с выраженной склонностью к своей профессии всегда добивается значительных результатов, ибо развитие склонности порождает любовь к своей профессии, огромное трудолюбие.

Склонности характеризуются содержанием, определяющимся той деятельностью, к которой они побуждают человека; значимостью для общества, коллектива; устойчивостью и выраженностью.

Идеал — это представление человека о том, что для него является более возвышенным и совершенным, к чему он стремится. Идеал выступает в качестве побудителя к деятельности, ее цели и объекта для подражания.

У каждого работника юридического труда свой идеал. Это либо реальный, конкретный живой образ, либо абстрактный, соединяющий в себе отдельные черты любимых героев, совокупность норм поведения человека. Идеал человека возникает под воздействием жизни и воспитания, с различной степенью отчетливости осознается личностью и проходит путь развития от конкретного образа к обобщенному идеалу.

Загрузка...

Мировоззрение человека — это основная социально-психологическая характеристика личности, главный мотив ее деятельности. Оно определят морально-политическую направленность и идейность человека. С развитием мировоззрения в первую очередь происходят коренные, качественные изменения в идейном облике человека и личности в целом. Мировоззрение личности, как правило, формируется под влиянием мировоззрения определенного класса.

В психологическую структуру мировоззрения личности включены философские, политические, социально-экономические, нравственные, исторические, правовые, эстетические и другие взгляды, идеи, убеждения.

Взгляды — это переходная ступень от знаний к убеждениям. Они выражают, главным образом, степень понимания окружающего мира, согласие или несогласие личности с теми или иными явлениями действительности. Убеждения теснее, чем взгляды и мировоззрение, связаны с поведением личности и всегда находят своё проявление в поступках человека; на их основе формируются внутренние нравственные устои поведения индивида. Убеждения — это своеобразный «сплав» из познавательных, эмоциональных и волевых компонентов, они имеют силу внутренней необходимости для личности. Мировоззрение личности оценивается по содержанию, систематичности, полноте, целостности, логической последовательности и доказательности, уровню обобщенности и конкретности, степени действенности. Оно может быть или научным или антинаучным. Особенности развития человека зависят от содержания его мировоззрения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

6 + 3 =