Какое место занимает культура среди других отраслей национальной экономики?

ЭКОНОМИКА – КУЛЬТУРЕ, КУЛЬТУРА – ЭКОНОМИКЕ

Статья 44

Статья 41

Статья 37

Статья 26

Статья 13

Статья 7

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

Общественные объединения равны перед законом.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологичес­кому благополучию.

Каждому гарантируется свобода литературного,
художественного, научного, технического и других ви­дов творчества, преподавания. Интеллектуальная соб­ственность охраняется законом.

Каждый имеет право на участие в культурной жиз­ни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (12; с.4-17).

Приведенные выше положения «Основного Закона Российской Федерации» дополняются рядом других законодательных актов: « Закон об образовании», «Основы Законодательства Российской Федерации о культуре» и др.

В последние годы много говорят и пишут о правовой культуре граждан страны. Овладение ею означает ,во-первых, знание законов и подзаконных актов, во-вторых, сознательное следование им, т.е. законопослушание, в- третьих, требовательное отношение к окружающим, т.е. определенную правовую активность, в том числе в сфере культурной деятельности.

Наиболее крупная дифференциация по видам деятельности подразделяет экономическую систему на сферу производственную и непроизводственную. Производственная сфера подразделяется на пять отраслей: промышленность, сельское хозяйство, капитальное строительство, связь, транспорт; а непроизводственная сфера – на отрасли: торговля, материально-техническое снабжение, кредит и страхование, здравоохранение, просвещение, культура и искусство, научное обслуживание.

В свою очередь, в каждой из перечисленных отраслей выделяются отрасли по видам конкретной деятельности. Например, к отраслям культуры и искусства отнесены:

культурное просвещение;

театрально-концертная и цирковая деятельность;

кино-видеопроизводство и тонзапись;

изобразительное искусство;

декоративно-прикладное искусство;

реставрация памятников;

историко-архивная деятельность и краеведение;

радио- и телевещание;

рекреация и развлечения.

Каждая отрасль культуры представлена специфическими видами деятельности, отдельными от других объективными качественными «границами», что наглядно видно из перечня отраслей. При этом каждая из отраслей, в свою очередь, может быть разделена на ряд более мелких подотраслей, объединенных уже не только общностью цели, но и сходством материальной базы, производственных функций. Так, например, в рамках отрасли, целью которой является культурное просвещение, можно выделить принципиально разные формы деятельности. Объединяет их единая принципиальная цель – распространение определенных знаний и умений среди населения. А разделяет их то, что достижение этой цели возможно на основе разных средств и способов, материальной базы.

Отрасль «культурное просвещение» представлена различными типами учреждений.

Библиотеки выполняют важную социализирующую функцию: способствуют реализации конституционных прав граждан России на образование, на пользование достижениями культуры, на отдых и дают возможность каждому воспользоваться знаниями, которые овеществлены в книгах, журналах, микрофильмах, микрофишах и на других материальных носителях. Достигается эта цель прежде всего индивидуальной работой каждого посетителя с имеющейся материальной базой.

Школы искусств всех типов включают музыкальные школы, школы искусств, художественные школы. Школы предназначены для организации профессионального обучения игре на различных музыкальных инструментах, пению, танцам, рисованию, лепке, выпиливанию, выжиганию по дереву и другим формам художественного творчества. Деятельность этих учреждений способствует развитию индивидуальных творческих способностей людей различных возрастов. Школы могут взять на себя функции просветительной работы и ознакомления широких масс не только с основами музыкального и художественного творчества, но и с произведениями высокого творческого уровня и большой сложности в зависимости от уровня подготовки учащихся.

Загрузка...

Музеи и выставки предназначены для хранения, научной обработки, накапливания и демонстрации произведений искусства, памятников истории и культуры, имеющих соответствующий уровень ценности. По профилю своей деятельности музеи бывают самыми разными: историко-революционными, историческими, мемориальными, краеведческими, искусствоведческими, естественнонаучными, отраслевыми, специальными и т.д. Музеи могут размещаться как в помещениях, так и под открытым небом. Несмотря на большое структурное разнообразие, все музеи выполняют культурно-просветительные функции.

Зоопарки также включаются в состав культурно-досуговых учреждений. Интенсивная урбанизация человечества, вовлечение в хозяйственный оборот все новых земель и естественное сокращение территорий, свободных от вмешательства человека, уменьшает ареалы обитания животных и птиц и других представителей живой природы. Чтобы сохранить их от исчезновения и одновременно выполнить просветительскую миссию, и создаются зоопарки, которые призваны знакомить население с животным миром, воспитывать у людей необходимость бережного отношения к окружающей среде и сохранения экологического равновесия в природе.

Изобразительное искусство воздействует на эстетическое и духовное развитие личности, но способ его реализации и форма выражения отличаются от театрально-концертной деятельности.

Изобразительные произведения имеют материальную основу (картины, скульптуры, иконы, графика и т.п.) и в отличие от театров, концертных выступлений и цирковых представлений их действие на зрителя распространяется во времени. Они отчуждены от своего творца. Изобразительные произведения являются продуктом творчества одного художника (скульптора) или группы творческих работников. Они могут быть сосредоточены в музеях, выставочных залах, но могут украшать квартиры и офисы, больничные палаты и школьные классы, гостиницы и кабинеты чиновников государственных органов и т.д.

Особая роль и место в культурном строительстве принадлежит декоративно-прикладному искусству. Важнейшим направлением его реализации являются народное творчество и художественные промыслы. Здесь, на предприятиях и в индивидуальном порядке, изготовляется материальная продукция, которая в принципе изначально имела утилитарное значение, то есть использовалась в повседневном быту населения. И вместе с тем эти изделия имеют высокую художественную значимость, будучи результатом творчества художников. В изделиях декоративно-прикладного характера находят свое выражение национальные традиции, эстетические устремления народа, которые, передаваясь из поколения в поколение, донесли до наших дней культуру наших предков, их видение и понимание мира. «Палитра» декоративно-прикладного искусства чрезвычайно богата. Здесь и резьба по дереву и кости, чеканка по металлу, вязание и плетение из разных материалов, росписи различных материалов и другие виды искусства.

Рекреация и развлечения – относительно новая для России отрасль культурной деятельности. В советский период истории рекреационно-досуговая деятельность входила компонентой в отрасль культурно-просветительной деятельности. Основной формой были клубная и парковая деятельность. До сих пор многие специалисты культурно-досуговой деятельности, подготовленные в 70-80-е годы, рассматривают «клуб» как учреждение, ориентированное на организацию коллективной деятельности, объединение людей с учетом общности их интересов и целей. В рамках такого понимания клубной деятельности можно выделить множество конкретных форм работы. Сюда относятся политическая деятельность, художественная самодеятельность, коллективные игры и коллективное самодеятельное творчество, общественно-полезная деятельность.

Парк культуры и отдыха воспринимается как место для организованного отдыха населения в условиях природной среды на свежем воздухе. Как правило, парки являются комплексными учреждениями, где на сравнительно большой территории разворачиваются различные формы отдыха и культурно-просветительной работы: детские и игровые площадки, аттракционы, летний и открытые читальные залы, зеленые театры, танцевальные площадки, места отдыха на воде и другие, в зависимости от природно-климатических условий. В парках культуры и отдыха сочетаются как организованные, так и не организованные формы проведения свободного времени – индивидуальный и коллективный варианты отдыха.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

42 − 32 =