Методика формирования понятий.

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЙ.

ЛЕКЦИЯ № 5

План лекции

1. Методы введения понятий

2. Этапы обучения понятию.

o средства мотивации введения понятий.

o приемы усвоения и закрепления понятий.

Понятия и определения – базис любой научной теории. Не владея ими не возможно ни восприятие теоретического материала, ни способность решать задачи. Математические определения формируют язык математики, математическую речь, умение выражать свои мысли в математической форме. На основе математической речи формируются многие составляющие логического мышления – умение кратко излагать свои мысли, умение пользоваться понятиями в рассуждениях, пользоваться точными ссылкам и т.д.

Образование понятий связано с установлением общих свойств предметов, выделением существенных признаков, соединением их в определенное единство. Поэтому в формировании понятий играют большую роль логические методы: анализ, сравнение, абстрагирование, обобщение, синтез и др. Выбор тех или иных логических методов приводит к различным методическим приемам обучения.

Методика введения понятия зависит от многих факторов: насколько сложным является понятие, в какой мере оно подготовлено жизненным опытом ученика, знакомятся ли впервые или имела место пропедевтика понятия.

Особенно важно сообщается ли понятие в готовом виде (1) или уч-ся подводятся к нему (2).

Метод (1) позволяет быстрее сформировать понятие, но использование метода (2) играет большую роль в развитии. Разумеется необходим баланс двух подходов.

Вопросу формирования математических понятий с точки зрения методики уделяли внимание такие математики-методисты как Г.П.Бевз, М.И.Бурда, Я.И. Груденов, Ю.М. Колягин, З.И. Слепкань, А.А. Столяр и др. В их работах выделяются основные способы введения математических понятий:

u абстрактно-дедуктивный

u конкретно-индуктивный

Абстрактно-дедуктивный метод.

Схема применения абстрактно-дедуктивного метода:

u формулируется определение;

u приводятся примеры и контрпримеры;

u дальнейшее усвоение понятия происходит в процессе их применения.

Преимущества: требует немного времени

Недостатки: не обучает поисковой (эвристической) деятельности

Целесообразно использовать этот метод, когда новое понятие органически связано с уже известными понятиями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

41 − 38 =