Налоговые доходы

Местные бюджеты: понятие, значение, особенности формирования доходной и расходной части

Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 07.05.2009) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории РФ.

Местное самоуправление в РФ – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из бюджетов других уровней для осуществления отдельных государственных полномочий.

Доходы местного бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов местного самоуправления и формирующиеся за счет следующих источников:

- местных налогов и сборов;

- отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами;

- неналоговых доходов;

- безвозмездных поступлений.

а) местные налоги и сборы - это налоги и сборы, предусмотренные Налоговым кодексом РФ, к которым в настоящее время отнесены:

- земельный налог;

- налог на имущество физических лиц.

б) отчисления от федеральных и региональных налогов и сборов в местные бюджеты предусмотрены БК РФ по нормативам (в процентах) на предстоящий финансовый год (ст. 61, 61(1) и 61(2)) и осуществляются по таким видам налогов, как:

- налог на доходы физических лиц;

- единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

- единый сельскохозяйственный налог;

- государственная пошлина;

- прочих платежей.

2. Неналоговые доходы местных бюджетов формируются за счет поступлений:

- от использования (сдачи в аренду) имущества, находящегося в муниципальной собственности;

- от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления;

- от доходов от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;

- за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов, в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления, и ряда других источников в соответствии со ст. 62 БК РФ;

- другие неналоговые доходы (штрафы, конфискации, компенсации).

В бюджеты поселений, городских округов до разграничения го­сударственной собственности на землю поступают доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных в границах поселений, городских округов и предназначенных для целей жилищного строительства, - по нормативу 100%.

3. Безвозмездные поступления:

- финансовая помощь из бюджетов бюджетной системы РФ в форме дотаций и субсидий;

- субвенции из региональных бюджетов;

- поступления из бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

- поступления от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования.

Рассмотрим для примера муниципальное образование «г. Смоленск», являющееся городским округом. В соответствии со статьей 61(2) БК РФ в бюджеты городских округов зачисляются следующие налоговые доходы:

1) от местных налогов:

- земельного налога - по нормативу 100%;

- налога на имущество физических лиц - по нормативу 100%.

2) от федеральных и налогов и сборов, а так же налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

- налога на доходы физических лиц - по нормативу 30%;

Загрузка...

- единого налога на вмененный доход для отдельных видов
деятельности - по нормативу 100% (с 1 января 2011г);

- единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 70% (с 1 января 2011г);

- государственной пошлины – 100%.

Несмотря на то, что согласно БК РФ региональные налоги могут зачисляться в региональный бюджет по нормативу 100%, в Смоленской области с 2007 года в соответствии с областным законом от 29 сентября 2005 года № 87-з «О межбюджетных отношениях в Смоленской области» (ред. от 07.12.2010) данные налоги передаются на нижестоящий уровень – муниципальных районов и городских округов.

Таким образом, в бюджет города Смоленска зачисляются следующие налоговые доходы:

3) от региональных налогов:

- транспортного налога - по нормативу 100%;

- налога на игорный бизнес - по нормативу 100%;

- налога на имущество организаций – 20%.

В доходах местных бюджетов преобладают налоговые доходы, среди которых особая роль принадлежит отчислениям от налога на доходы физических лиц. Проблемой формирования местных бюджетов в целом является недостаток финансовых ресурсов, в связи с чем, в них традиционно высокий удельный вес имеют безвозмездные поступления, т.е. финансовая помощь от бюджетов вышестоящих уровней.

В соответствии с определением понятия расходы бюджета, данным в статье 6 БК РФ, расходы местных бюджетов можно определить, как денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления.

Основная часть расходов местных бюджетов связана с решением вопросов местного значения, с управлением и развитием экономики и социальной сферы муниципального района или города.

С 2005 года формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, исполнение которых должно происходить за счет соответствующих бюджетов.

Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:

- принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;

- принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;

- заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными бюджетными учреждениями.

Расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Расходные обязательства муниципального образования при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Федерации, предоставляемых местным бюджетам.

Органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов Федерации.

Рассмотрим структуру расходов местного бюджета на примере г. Смоленска. Анализ расходной части бюджета г. Смоленска позволяет сделать вывод, что наибольшую часть расходов бюджета составляют ассигнования на образование, на которые ежегодно приходится около 40%. Столь существенные расходы связаны с наличием в областном центре большого количества муниципальных учебных заведений.

Второе место (свыше 20%) занимают расходы на ЖКХ, что связано с тем, что многие предприятия ЖКХ находятся в муниципальной собственности, а также в связи с предоставлением субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

На третьем месте в структуре расходов бюджета г. Смоленска традиционно находятся расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт, имеющие удельный вес более 10%, что связано с наличием большого числа муниципальных поликлиник.

На остальные разделы расходов приходится около 20% расходов бюджета города. Наиболее весомыми из них являются расходы на социальную политику (около 10%) и национальную экономику (около 5-7%).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

33 − = 29