Общие социально-педагогические принципы системы физического воспитания

Система физического воспитания в России, ее цель, задачи и общие принципы

Система физического воспитания - это исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, научно-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей.

Мировоззренческие основы системы физического воспитания исходят из необходимости обеспечения всестороннего и гармонического развития личности. В практическом плане, развитые в процессе физического воспитания способности и умения человека, должны применяться им в своей профессиональной деятельности не во вред, а на пользу обществу и себе.

Научно – методические основы. На основе данных наук (анатомия, физиология, биохимия, медицина, социология, психология педагогика и т.д.) разрабатываются и обосновываются наиболее общие закономерности физического воспитания.

Программно-нормативные основы. В России физическое воспитание осуществляется на основе обязательных государственных документов – учебных программ и т.д.

Организационные основы. В России функционируют две крупные формы организации физического воспитания в общегосударственном масштабе: государственная и общественно–самодеятельная. Государственная форма- обязательный общий курс физического воспитания, который должны пройти все граждане страны на определенных этапах возрастного развития (в детском саду, школе, вузе, армии и т.д.). Общественно-самодеятельная формапредполагает занятия физической культурой на полностью добровольной основе и охватывает, прежде всего, добровольные спортивные общества (ДСО) типа «Динамо», «Спартак» и т.д.

Цель физического воспитания – содействие воспитанию здорового, всесторонне физически подготовленного человека, способного к долголетней эффективной личной и профессиональной жизнедеятельности.

Для того чтобы конкретизировать цель, сделать ее реальной и понятной используют задачи. Они делятся на образовательные, воспитательные, оздоровительные.

Оздоровительные задачи - одна из существенных специфических групп задач. В нее входят три частные конкретные задачи:

1) Укрепление здоровья занимающихся (практические меры для решения этой задачи: планировать, регулировать физическую нагрузку, включать во все виды занятий физические упражнения, циклического характера, использовать силы природы для закаливания).

2) Всестороннее и гармоническое воспитание физических качеств. Для воспитания каждого физического качества существуют апробированная на практике методика.

3) Совершенствование телосложения - эта задача предусматривает
воспитание правильной осанки, коррекцию недостатков телосложения, а так же пропорциональное развитие мышечной массы.

Образовательные задачи - данную группу образуют три задачи:

1. Формирование основ техники жизненно важных двигательных действий (умений и навыков) ходьба, прыжки, метание, плавание, ходьба на лыжах и т. д.

2. Овладение специальными физкультурными знаниями. О строении и функциях организма. О средствах, методах и принципах физического
воспитания, о технике физических упражнений и их влиянии на организм.

3. Формирование интереса к физической культуре и умения самостоятельно заниматься. Преподаватель должен донести до учащихся теоретические знания, достаточные ля самостоятельных занятий. Стимулировать положительную мотивацию к физической культуре, формировать организационно-методическую деятельность для самостоятельных занятий.

Воспитательные задачи:

В процессе воспитания необходимо воспитывать нравственные и эстетические качества, умственные способности, чтобы они возвышали человека, делали его социально зрелой личностью.

Под термином «принципы» понимают наиболее важные, наиболее существенные положения, которые отражают закономерности воспитания. Если следовать этим требованиям (соблюдать принципы), то положительный эффект физического воспитания достигается быстрее.

Принцип содействия всестороннему и гармоническому развитию личности. Суть принципа в том, что процесс физического воспитания надо строить таким образом, что бы он не ограничивался совершенствованием только двигательной сферы, а широко распространялся на духовную сущность человека, т.е. в меру возможности развивал его личностные качества и способности.

Принцип связи физического воспитания с практикой жизни (прикладности).Данный принцип в наибольшей мере отражает целевое назначение физической культуры - готовить человека к плодотворной физической жизнедеятельности, прежде всего к трудовой, а также к военной.

Принцип оздоровительной направленности. Смысл принципа заключается в обязательном достижении эффекта укрепления и совершенствования здоровья человека. Поэтому при решении специфических задач в любых ситуациях непременным условием является устранение малейших возможностей могущих привести к ухудшению здоровья.

Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 42 = 43