Основные концепции политической власти

В ходе исследования многообразных проблем власти созданы различные трактовки ее генезиса и природы, выработаны разно­образные методики анализа. Выделяют несколько основных кон­цепций власти: реляционную, поведенческую, системную, структурно-функциональную, коммуникативную, марксист­скую, натуралистическую.

Реляционные концепции власти трактуют власть как меж­личностное (межгрупповое) отношение. Сущность власти увязы­вается с индивидуальными свойствами человека и микрогруппо­вой деятельностью. Суть отношения заключается в реальной возможности одного субъекта менять поведение другого. Властное отношение между людьми присутствует там, где один индивид способен навязывать свою волю другому и добиваться своих це­лей даже вопреки желаниям этого другого, несмотря на сопротив­ление. М. Вебер писал, что власть - это вероятность волевого преоб­разования социальных отношений субъектом вопреки сопро­тивлению и независимо от того, на чем основана эта вероятность. Власть у М. Вебера - это отношения господства и подчинения.

Р. Даль считал, что субъект А обладает властью над субъек­том Б в той мере, в какой он может заставить Б делать то, что Б сделал бы иным образом. Главная проблема состоит в выяснении основы господства-подчинения или того, что именно позволяет субъекту власти навязывать свои решения объектам власти, вли­ять на них.

К реляционным концепциям некоторые исследователи отно­сят поведенческие (бихевиористские) модели власти. В них власть рассматривается как особый тип поведения, как способ­ность одного индивида реализовать свою волю в отношении другого. Власть видится как особенное свойство отдельной лично­сти, ее естественное стремление к лучшему и большему. Это стремление проявляется в агрессии по отношению к среде, в энер­гии и силе. Власть - это реализация воли к власти. Сторонники по­веденческого подхода в понимании власти идут снизу вверх, от ин­дивидов - к обществу. Они считают власть особенной сущностью, носителем которой выступает отдельный индивид, заставляющий других людей повиноваться его воле. С точки зрения этой теории природа власти объясняется биологическими и психическими осо­бенностями отдельного человека - носителя власти. Первоначаль­ные импульсы для возникновения власти дает присущее некото­рым индивидам обладание «политической энергией». Во власти человек видит средство улучшения жизни, приобретения богатства.

Поведенческая трактовка власти была введена в политиче­скую науку в 30-х гг. XX в. и связана с именами американских ученых Ч. Мерриама, Г. Лассуэла и англичанина Дж. Кетлина. Властные отношения, по их мнению, лежат в природе человека, относятся к его естественным свойствам. Таким образом, человек, будучи «властолюбивым животным», стремится, и часто даже не­осознанно, к власти. Существуют также индивиды, для которых естественным является стремление подчиняться чужой воле.

Политический процесс рассматривался как столкновение ин­дивидуальных стремлений к власти, в котором побеждает силь­нейший. Представители поведенческого подхода при анализе вла­сти используют также понятия «авторитет» и «влияние». Авторитет - личные и деловые качества субъекта политики, признаваемые членами группы. Влияние - формы непрямого, кос­венного воздействия на объект власти (скорее побуждение к дей­ствию, нежели прямое принуждение).

Поскольку происходит перекрещивание разнообразных инди­видуальных устремлений, политика рассматривается как сложная игра, как рынок власти. Когда различные политические силы од­новременно стремятся к власти, баланс достигается с помощью системы политических институтов, а нарушение этого баланса приводит к различным кризисам и общественным конфликтам.

Что касается государственной власти, то она так же, как и все виды власти, возникает и воспроизводится путем концентрации, слияния, разъединения, борьбы и постоянного балансирования присущего всем политическим субъектам стремления к власти. Однако государственная власть - это и разумная упорядочивающая сила, стоящая над политическим рынком и избавляющая его от крайностей реализации стремления к власти. Государство обеспечивает порядок и соблюдение субъектами политического рынка рациональных и социально наиболее желательных правил игры. Этатистская и рыночная линии подводили сторон­ников поведенческого подхода к выводу о возможности формиро­вания новой модели власти, основанной на непротиворечивом синтезе государства и рынка.

Системная концепция властиисходит из производности власти не от индивидуальных отношений, а от социальной систе­мы, рассматривает власть как безличное свойство системы, ее ат­рибут. Системная трактовка противостоит реляционным и пове­денческим, так как власть понимается как надперсоналъное, безличное свойство социальной системы. Автором этой концеп­ции является социолог Т. Парсонс. Согласно системной трактовке, власть является способностью субъекта действовать, производной от его статуса и функций в общественной системе. Подобная трактовка вытекает из общей теории систем, которая рассматри­вает общество как структурно расчлененную целостность, каждый элемент выполняет определенные функции для поддержания ее жизнеспособности. Социальная роль каждого индивида определя­ет стиль ожидаемого от него поведения. Власть, по Парсонсу, осу­ществляет ряд жизнеобеспечивающих функций: предписывает индивидам выполнять обязанности, определенные общественны­ми целями, мобилизует их ресурсы для достижения общественных целей. Власть- это реальная способность единицы системы ак­кумулировать свои интересы в контексте системной интеграции и в этом смысле осуществлять влияние на различные процессы в системе. Т. Парсонс называет власть обобщенным посредником в политической системе и сравнивает ее с деньгами как обобщен­ным посредником в системе экономических отношений.

Загрузка...

Некоторые представители системного подхода (К. Дойч Н. Луман) трактуют власть как средство социального общения' позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспечивать коммуникацию внутри системы.

Структурно-функционалистская концепциявласти (Г. Ал-монд, М. Роджерс) рассматривает ее как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разде­ления функций управления и исполнения. Власть выступает в ка­честве универсального механизма интеграции, согласования иупорядочения взаимодействия людей, реализующих собственные интересы. Общество без власти, без ее упорядочивающего воздей­ствия не способно функционировать и ввергается в хаос. Наличие власти вызвано объективной необходимостью. Если бы не власть то общество не смогло бы развиваться из-за внутренних конфлик­тов и противоречий. Власть - это свойство социальных статусов, ролей, позволяющее контролировать ресурсы, средства влияния. Именно социальная роль в системе и определяет позицию с боль­шей или меньшей властью, считал М. Роджерс. А раз роль инди­вида определяет его власть, то власть, таким образом, связана с занятием руководящих должностей, позволяющих воздействовать на людей с помощью позитивных и негативных санкций.

На стыке реляционных и системных трактовок власти лежит коммуникативный подход к ее пониманию. Сторонники комму­никационной теории власти (X. Арендт, М. Фуко, Э. Гидденс, Ю. Хабермас, П. Бурдье) считают, что власть - это не столько способность действовать самому, сколько взаимодействовать с другими людьми. Человеческое общение связано с производством власти, точнее, определенных ее модификаций. X. Арендт писала, что власть не является собственностью одного индивида. Она принадлежит группе людей до тех пор, пока эта группа действует согласованно. Действие, основанное на негативных санкциях или угрозе их применения, с точки зрения X. Арендт, властью не яв­ляется. Власть возникает только тогда, когда люди общаются друг с другом и взаимодействуют в тех или иных делах. Коммуникаци­онный подход четко разграничивает понятия власти и насилия, рассматривая их в качестве антиподов. Насилие по своей сути ин-трументально и нуждается в оправдании целью. Власть же кон­цептуальна, и ей необходимо не оправдание, а поддержка. Наси­лие разрушает власть, но никогда не создает се. X. Арендт подчеркивает, что там, где насилие правит абсолютно, власть отсутствует. Власть - это согласованное действие по осуществлению коллективных целей. П. Бурдье писал, что власть - это способность производить социальные изменения.

Марксистская теорияобъясняет власть как господство кол­лективной, надындивидуальной воли. Феномен власти рассматри­вается через призму классовой борьбы, и власть выступает как организованное насилие одного класса для подавления другого. С позиций материалистического понимания истории Маркс вы­страивает схему возникновения и развития политической власти и государства как явлений надстроечных и вторичных по отноше­нию к экономическому базису.

Натуралистический подходсводит власть к доминированию одной живой особи над другой, подобно миру животных. Власть перекочевала в мир человеческих отношений в процессе антропо-социогенеза, не являясь при этом сугубо социальным феноменом.

Существуют и другие оригинальные исследования власти. В частности, власть изучает психоанализ. Психоанализ власти по­казывает генезис властных отношений в связи с особыми установ­ками человеческой психики в ее бессознательных аспектах. Власть эмоций, аффекта и власть слова психоаналитики рассмат­ривают как глубинную основу политики. Они обращают внимание на такие факторы, как манипулирование сознанием, эмоциональ­ное воздействие политических факторов, психология массы и ли­дерства, стараются проникнуть в тайны эмоционально-аффективных процессов, которые рождают власть или рождаются властью.

Все рассмотренные концепции власти можно разделить на две группы в зависимости от акцента на конфликтных или целевых аспектах политических отношений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

70 − 63 =