Предмет, метод и предназначение социологии

Краткая биография

Социология Эмиля Дюркгейма

Дюркгейм Эмиль (1858—1917) — французский социо­лог и философ. Родился в семье потомственного раввина. Предполагалось, что и Эмиль станет раввином. С этой целью он изучал древнееврейский язык, Тору и Талмуд. Однако он посвя­тил жизнь науке. Окончив в 1882 г. Высшую нормальную школу в Париже, он несколько лет преподавал философию. В 1885— 1886 гг. стажировался в Германии, где знакомился с исследования­ми в области философии и социальных наук. С 1887 г. преподавал педагогику и социальную науку в Бордо, создав здесь первую са­мостоятельную кафедру социологии во Франции. Основал и руко­водил изданием журнала «Социологический ежегодник» (с 1898 по 1913 г. вышло 12 томов), вокруг которого объединились социологи, находившиеся под его влиянием (так называемая французская со­циологическая школа). С 1902 г. преподавал в Сорбонне, возглав­лял кафедру педагогики и социологии.

Дюркгейм был по своему мировоззрению агностиком, при­верженцем гуманистических ценностей, свободы совести, против­ником как правого, так и левого радикализма. Главная тема работ Дюркгейма по социологии — тема социального согласия, солидар­ности, которую обеспечивают общие верования, обладающие абсо­лютным значением. В современном обществе, полагал Дюркгейм, традиционная мораль, основанная на религии, утратила значение и должна уступить место морали, вдохновляемой научным духом.

Основные труды Дюркгейма — классика социологической науки: «О разделении общественного труда» (1893, русский пе­риод — 1903); «Самоубийство» (1897, русский перевод — 1912); «Элементарные формы религиозной жизни» (1912). Дюркгейм умер в 1917 г., его научное творчество продолжает оказывать пло­дотворное воздействие на развитие социологии.

Дюркгейм внес существенный вклад в становление социоло­гии как науки. Его вдохновила выдвинутая Контом задача созда­ния позитивной социальной науки по образцу естественных наук. Подобно тому как природа стала предметом научного исследова­ния, исследование общества также должно выйти за пределы об­щих философских рассуждений: «нужно обсуждать социальные

80 История социологии

факты»1. Социология не должна быть частью философии, а должна стать самостоятельной наукой. Чтобы реализовать этот замысел, Дюркгейм обратился к разработке способов научного исследова­ния социальных явлений.

Понятие «социальный факт»

Прежде всего социология, как наука, должна заниматься «со­циальными фактами», из которых складывается реальность соци­ального мира, подобно тому как из фактов, которыми занимают­ся естественные науки, складываются реальности мира природы. Предложенный Дюркгеймом метод изучения социальных явлений требует:

• во-первых, сочетать теоретический анализ с эмпирическим, основываться на тщательном и систематическом анализе фактов, избегая любых предвзятых идей, иначе социолог обречен доволь­ствоваться перепевом расхожих представлений и традиционных предрассудков. Интеллектуальная честность для Дюркгейма за­ключается в неприятии беспочвенных спекуляций, не основанных на прочных фактах.

Свойственный социологии способ мышления ориентирован на сбор фактов и выведение из их совокупности закономернос­тей. Социология, по утверждению Дюркгейма, занята изучением того, что есть, а не того, что должно быть. Адекватная социологи­ческая картина общества формируется в недрах социологии как эмпирической дисциплины, а не в качестве умозрительной схемы. Во многом благодаря именно Дюркгейму социология становится самостоятельной наукой. Социолог не рассуждает об обществе абс­трактно-теоретически, не отдает предпочтение «идее» перед «фак­том». Однако в отличие от Конта Дюркгейм не соглашается с тем, что для размежевания с философией социология должна заменить вопрос «почему» вопросом «как». Социология должна открывать причины социальных явлений, опираясь на факты, отказавшись при этом представлять социальную жизнь в качестве логического развития идеальных концепций.

«...Наше главное намерение состоит в том, чтобы распростра­нить на человеческое поведение научный рационализм, показав, что, рассматриваемое в своем прошлом, это поведение сводится к отношениям причины и следствия, которые не менее рациональ-

1 Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995. С. 23.

социология франции 81

ным приемом могут быть затем превращены в правила деятельно­сти для будущего»1;

• во-вторых, «рассматривать социальные факты как вещи»2. Социальные факты относятся к такой реальности, как сознатель­ная жизнь людей, и в определенном смысле можно сказать, что она «строится из представлений». И поскольку социальные явле­ния суть «факты сознания», с точки зрения здравого смысла пред­ставляется, что для познания социальных институтов нам «доста­точно осознать самих себя, чтобы узнать, что мы в них вложили и как мы их сформировали»3. На самом деле, утверждает Дюркгейм, это только кажется, что социолог имеет дело с явлениями, непо­средственно ему данными, постигаемыми «изнутри», посредством интроспекции, что они «прозрачны» для ума, не выходящего за свои пределы в область наблюдений и экспериментов. Факты, как говорят, «упрямая вещь»; они представляют собой объективную данность и требуют научного исследования именно потому, что сами по себе представляются нам как нечто требующее объясне­ния. Всякий объект науки есть, с точки зрения Дюркгейма, вещь. Когда мы приступаем к исследованию фактов, они являются для нас неведомыми «вещами». «Вещь противостоит идее, как то, что познается извне, тому, что познается изнутри»4.Это относится и к социальным фактам. Во-первых, потому, что «наибольшая часть социальных институтов передана нам в совершенно готовом ви­де предшествующими поколениями; мы не приняли никакого участия в их формировании, и, следовательно, обращаясь к себе, мы не сможем обнаружить породившие их причины»5. А во-вто­рых, даже тогда, когда мы соучаствовали в их возникновении, мы очень смутно и чаще всего неточно представляем себе причины, заставившие нас действовать тем или иным образом, и природу наших действий. Человеку трудно понять себя даже тогда, когда речь идет о наших «частных» поступках в повседневной жизни, и мы очень плохо представляем себе относительно простые мотивы, управляющие нами. Дюркгейм указывает для подтверждения этой мысли на то, что мы можем считать себя бескорыстными, дейс­твуя на самом деле как эгоисты; быть уверены, что подчиняемся разуму, тогда как на самом деле являемся пленниками бессмыс-

Загрузка...

1 Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. С. 25.

2 Там же. С. 8.

3 Там же. С. 10.

4 Там же. С. 9.

5 Там же. С. 10.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 + 8 =