Проблемное поле социологии культуры

Представленный выше краткий обзор основных теоретичес-

ких направлений, которые к настоящему времени сформирова-

лись в рамках социологии культуры, позволяет, во-первых, в об-

щем виде определить ее предметную область, во-вторых, выделить

наиболее значимые, но пока нерешенные здесь проблемы и, в-тре-

тьих, выявить наличное социологическое знание, которое обеспе-

чивает возможности справиться с ними.

часть 1. со временное состоя ние соц иолог ии культуры

Социология культуры сложилась как особая область социо-

логии. Из всего сказанного о социологии культуры следует, что к

настоящему времени она сложилась как самостоятельная область

социологии. В ее рамках определились:

– исходные теоретические основания, присутствующие практи-

чески во всех работах общего характера. Они представляют собой

объединение структурно-функциональных и феноменологичес-

ких (в варианте социального конструирования реальности) пред-

посылок; базовых положений символического интеракционизма с

попытками придать им семиотическое измерение; постмодернист-

ских идей, выходящих за пределы системного мировидения;

– основные направления научного поиска, которые можно распо-

ложить между двумя полярными (в идеально-типическом смысле)

исходными позициями, одна из которых утверждает социальную

детерминированность культурных феноменов, а другая — культур-

ную обусловленность социально-структурных образований;

– предметная область; ее можно назвать социокультурной, пос-

кольку в рамках любого из направлений принимаются во внима-

ние и социальные, и культурные факты. В этом контексте изуча-

ются связи между социальной структурой, культурой и действием.

Для исследований такого рода наиболее приемлемым становится

микросоциологический уровень анализа, который во временном

отношении определяется как современность, а с точки зрения

масштаба рассматриваемых объектов в основном сводится к ор-

ганизациям, а также формальным и неформальным социальным

группам;

– объекты исследования, которые остаются традиционными для

социологии и на макроуровне представляют собой социетальные

институты и социальные классы в их культурном измерении, а на

микроуровне — субкультуры , характерные для социальных слоев,

групп, общественных движений;

– методологические принципы; в этой области те, что традици-

онны для социологии (гипотетико-дедуктивный, индуктивный, но-

мотетический, диагностический) дополняются идиографическим,

интерпретативным, семиотическим;

– достаточный объем теоретического и эмпирического материа-

ла, который позволяет сделать выводы как о дальнейшем направле-

нии продвижения этой научной области, так и о проблемах, реше-

ние которых поможет ему.

Проблемные области социологии культуры, связанные с изуче-

нием социокультурной микродинамики. Хотя тема изменений обсуждается в социологии постоянно, для

ее изучения в рамках социологии культуры, особенно на микроу-

ровне, пока не хватает теоретической базы. Об этом свидетельству-

ют следующие существующие здесь концептуальные затруднения:

раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания

– изменения обычно констатируются по схеме «было-стало», т. е

как события, а не процессы, и объясняются в структурно-функцио-

нальных терминах; процессы изменений, преобразований, их рас-

пространения не изучены в их формах, динамических механизмах,

длительностях, хотя такая необходимость декларируется;

– во многих теоретических работах открыто признается необхо-

димость локализовать точки порождения и пути распространения

изменений или консервации status quo, но для этого не определена

«система координат», в рамках которых можно было бы установить

агентов, содержание и возможность распространения соответс-

твующих процессов в их социальном и культурном измерениях;

– динамика констатируется применительно к отдельным ви-

дам деятельности; применительно к обществу «в целом» обычно

рассматриваются экономический и политический ее виды, в ос-

тальном речь идет о том, что происходит в отдельных институцио-

нальных областях, которые изучаются в соответствующих ветвях

социологии — наука, образование, медиа, искусство, право и др.

Теоретическая модель, которая объединила бы их в общую соци-

окультурную систему на единых концептуальных основаниях, от-

сутствует. Соответственно, нет общего аналитического пространс-

тва, которое позволило бы прослеживать связи между ними и соот-

носить содержание происходящих в их рамках изменений;

– все социологи культуры говорят о том, что институты и соци-

ально значимые символические системы суть производные соци-

альных взаимодействий и коммуникаций. Однако ни процессы, ни

формы интеракций систематическим образом не определены. В то

Загрузка...

же время очевидно, что без концептуализации взаимодействия как

механизма социокультурной динамики — на макро- и микроуров-

не — изменения в обществе и культуре останутся без достоверных

объяснений;

– в рамках социологии понятие «культура» представлено в са-

мом общем значении, но в разных содержательных аспектах.

Соответственно каждый раз, когда нужно сопоставить результа-

ты, полученные представителями разных направлений социологии

культуры, обнаруживается необходимость в отчетливо сформули-

рованной дефиниции, с которой можно было бы соотносить ва-

риации и объяснять их смысл. Представляется, что это возможно,

поскольку существующие здесь определения не противоречат друг

другу.

Теоретический потенциал для решения выделенных проблем. В рамках социологии есть теоретический потенциал, который мож-

но актуализовать и организовать для решения выделенных проблем:

– сближение социологии с антропологией позволяет обратить-

ся к существующим здесь развернутым определениям культуры

и дополнить ими социологические. Это целесообразно, посколь-

часть 1. со временное состоя ние соц иолог ии культуры

ку культура всегда была предметной областью антропологичес-

ких исследований, а в социологии стала недавно. На этой основе

можно построить культурное измерение социокультурного про-

странства;

– в социологических работах существуют попытки определить

социальность; из их сопоставления и обобщения можно построить

социальное измерение социокультурного пространства;

– теоретическое объединение этих измерений создает основу для

конструирования модели социокультурного пространства, кото-

рое можно считать фундаментальной составляющей социологии

культуры;

– в такой «системе координат» можно будет локализовать соци-

ально значимые события, источники, агентов, содержание социо-

культурных изменений, а также проследить пути их распростране-

ния и последствия через процессы социальных взаимодействий и

коммуникаций;

– в рамках социологии существуют определенные концептуали-

зации социального взаимодействия (например, в разработках так

называемой конфликтологии). И хотя отсутствует единая теорети-

ческая модель, где были бы выделены его фундаментальные фор-

мы, и потому все рассуждения об интеракции носят самый общий

характер, имеющееся знание оказывается полезным для ее внут-

ренней дифференциации.

Далее речь пойдет о представленности этих предметных тем в

социологии, чтобы осмыслить их с точки зрения социологии куль-

туры. Таким образом можно определить содержание ключевых со-

ставляющих предметной области социологии культуры, соответс-

твующей изучению социокультурной микродинамики.

Контрольные вопросы

1. Объекты изучения в современной социологии культуры: связь

между социальным и культурным уровнем рассмотрения.

2. Макросоциологические объекты: представленность культурно-

го измерения.

3. Микросоциологические объекты: представленность культурно-

го измерения.

4. Объяснительные принципы в современной социологии культу-

ры.

5. Предметная область современной социологии культуры.

6. Проблемное поле современной социологии культуры.

раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

32 − 22 =