Прогноз макроэкономических показателей России

Основные варианты прогноза базируются на относительно благоприятных оценках внешних условий и предполагают умеренное восстановление мировой экономики со среднегодовыми темпами 3,6 - 4% в год и стабилизацию цены на нефть Urals на уровне 100 - 101 доллара США за баррель. Варианты также предусматривают опережающее по отношению к ценам на нефть снижение стоимости экспортируемого газа в связи с усилением конкуренции на европейских газовых рынках.

Вариант 1 (базовый) можно рассматривать как вариант перебалансировки экономического роста. Он предполагает относительное повышение конкурентоспособности российской экономики, в т.ч. за счет торможения роста первичных энергетических и инфраструктурных издержек и определенного перераспределения доходов в пользу перерабатывающих отраслей. [17]

Для этого осуществляется перенос индексации регулируемых тарифов на товары и услуги инфраструктурных компаний на 2015 год, и ограничение их роста уровнем прошлогодней потребительской инфляции. Вариант частично основан на предпосылках второго варианта (базового) сценарных условий. Начинается реализация масштабных инвестиционных проектов, в т.ч. за счет инвестирования средств Фонда национального благосостояния и значительно расширяется поддержка малого бизнеса. Предполагается последовательное улучшение делового климата, что проявляется в уменьшении оттока капитала и в восстановлении в 2016 году его притока.

Денежная политика ориентируется на переход в 2015 году к таргетированию инфляции и создание условий для устойчивого роста кредитования экономики и повышения доступности кредита. При этом бюджетная политика строится в рамках текущих бюджетных правил, что ведет к снижению в реальном выражении государственного инвестиционного спроса и отсутствию реального роста оплаты труда части работников бюджетной сферы и военнослужащих.

В 2014 - 2016 гг. на фоне улучшения роста мировой экономики годовые темпы прироста ВВП могут повыситься до 3,0 - 3,3 процента.

Вариант 3 (целевой) предусматривает полномасштабную реализацию всех задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596-606. Прежде всего, это означает выход на сверхвысокую траекторию темпов роста макроэкономических показателей.

В 2014 - 2016 годах среднегодовой рост ВВП должен быть не меньше 6,3%. Этот вариант основан на ускоренных структурных преобразованиях, опирающихся на значительное повышение нормы накопления частного капитала и возобновление масштабного чистого притока частного иностранного капитала. Наряду со значительным улучшением бизнес-климата вариант предполагает смягчение денежной политики, что обеспечит высокие темпы роста инвестиционного и потребительского кредита при сокращении нормы сбережения домашних хозяйств. Вариант требует также резкого расширения государственного спроса и модификацию существующих бюджетных правил.

Вариант А - дополнительный вариант ухудшения ситуации в мировой экономике, которое приводит к более сильному снижению цен на нефть. Среднегодовая цена на нефть Urals, оцениваемая в 2013 году на уровне 107 долларов США за баррель, в 2014 году понижается до 84 долларов США за баррель, в 2015 - 2016 гг. предполагается ее стабилизация на уровне 80 долларов США за баррель. Вариант также предусматривает опережающее снижение спроса на российский газ по сравнению с базовым вариантом. [17]

Учитывая сильную зависимость российской экономики от мировой конъюнктуры, этот сценарий в наибольшей степени обостряет риски устойчивости банковской системы, платежного баланса и общего уровня уверенности экономических агентов. Понизившиеся в 2014 - 2016 гг. цены на нефть станут причиной резкого ослабления обменного курса, приведут к ускорению инфляции и замедлению внутреннего спроса.

В 2014 году рост экономики замедлится до 0,9%. В 2015 - 2016 гг. будет происходить восстановление роста темпами 2,2 - 2,8 процента.

Вариант С - дополнительный вариант, который характеризуется ростом цен на нефть в 2014 году до 113 долларов США за баррель с дальнейшим повышением до 120 долларов США за баррель к 2016 году. Темпы роста ВВП в 2014 - 2016 гг. за счет "фактора нефти" могут в среднем на 0,2 п.п. превышать уровень базового варианта и составлять 3,2 - 3,4 процента. [17]

Современные условия развития, в том числе проектируемые уточненные параметры бюджета на 2014 - 2016 годы, приводят к тому, что из двух основных вариантов прогноза, предложенных ранее в сценарных условиях, наиболее реалистичным становится консервативный вариант. Поэтому в качестве базового для разработки параметров федерального бюджета на 2014 - 2016 годы предлагается рассматривать вариант 1 прогноза.

Основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 - 2016 годы представлены в Приложении Б.

Загрузка...

Заключение

Сформулируем те цели, которые стоят перед любой национальной экономикой и на обеспечение условий достижения которых должна быть направлена деятельность государства в лице правительства данной страны.

1. Стабильный рост объема национального производства, который предполагает, что выпуск товаров и услуг ежегодно увеличивается устойчивыми темпами без какого-либо резкого замедления или ускорения.

2. Стабильный уровень цен. Имеется в виду стабильный уровень конкурентных цен, устанавливаемых на основе спроса и предложения. Это не означает ценового постоянства, ведь спрос и предложение — динамичные характеристики рынка. Однако экономика в целом должна стремиться к состоянию общего равновесия, которое характеризуется балансом общего спроса и общего предложения при определенном уровне цен. В нормально функционирующей экономике не должно быть значительного роста цен, означающего раскручивающуюся инфляцию. Инфляция — устойчивый рост общего уровня цен в экономике, вызываемый длительным нарушением равновесия большинства рынков в сторону спроса.

Цены играют важную роль в макроэкономике. Высокие цены стимулируют производство, ведут к росту занятости населения. Но если рост цен становится результатом и одновременно причиной возрастания издержек производства и, следовательно, сокращения предложения товаров и услуг на различных рынках, это, в конечном итоге, ведет к падению темпов производства и росту безработицы. К таким же последствиям приводит значительное снижение уровня цен в экономике, вызываемое недостаточностью общего спроса.

3. Полная занятость населения. Экономика обеспечивает производство продуктов, необходимых для жизни населения данной страны. Следовательно, она должна давать возможность участия людей в этом производстве и получения каждым человеком соответствующей его вкладу доли национального продукта и дохода. Если экономика не обеспечивает достаточное количество рабочих мест для всех, кто может и хочет работать, общество платит за это своеобразную "цену" — количеством товаров и услуг, которые могли бы быть произведены при отсутствии безработицы. Экономическая обеспеченность. Производимые в национальной экономике продукты должны обеспечивать существование не только трудоспособных граждан, но и тех людей, которые не имеют возможности работать в силу своего возраста или по состоянию здоровья (дети, престарелые, инвалиды и т.п.)

4. Торговый баланс. С объемом национального производства тесно связано состояние торговли производителей данной страны с иностранными производителями. Для эффективного функционирования внутреннего рынка необходимо поддерживать разумный торговый баланс страны, то есть соотношение экспортных и импортных операций.

Мы выделили основные макроэкономические цели, хотя данный перечень можно продолжить. Тот факт, что эти цели стоят перед национальной экономикой одновременно, создает очень сложную проблему, решением которой должно заниматься правительство в осуществлении своей экономической политики. Дело в том, что некоторые цели могут противоречить друг другу или взаимно исключать друг друга. Например, обеспечение устойчивых темпов экономического роста и полной занятости населения может спровоцировать значительный рост уровня цен, то есть инфляцию, тем самым станет невозможным достижение стабилизации цен. С другой стороны, сконцентрированность на этой цели сделает невозможным осуществление экономического роста и полной занятости. Обеспечение полной занятости может стать причиной падения темпов экономического роста, если рабочие места в экономике будут создаваться без учета их экономической эффективности.

Все это приводит к следующему выводу. Когда основные макроэкономические цели вступают друг с другом в противоречие, обществу необходимо вырабатывать систему приоритетов в осуществлении задач, которые оно ставит перед экономикой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 1 = 3