Разработка расписаний движения автобусов

Расписание движения является основным плановым документом службы эксплуатации, по которому автотранспортные предприятия обеспечивают работу автобусов на маршрутах. Это документ, который определяет уровень организации и эффективность работы автобусов на маршруте.

Выполнение заданного расписания движения характеризует уровень работы автопредприятия в целом, поэтому план работы всех служб должен предусматривать мероприятия по обеспечению его выполнения.

Расписанием устанавливаются обязательные для выполнения рейсы автобусов, определяются: время начала и окончания каждого рейса, время проследования автобусом контрольных пунктов маршрута, время обеденных и внутрисменных перерывов, пересмены водителей и т.д.

Расписание движения является основой организации движения и обязательно для выполнения всеми линейными работниками. В соответствии с расписанием планируется работа диспетчеров, водителей, кондукторов, контролеров, а также работа технической службы АТП по подготовке автобусов к выпуску на линию и проведению дневных ТО.

Задача работников эксплуатационной службы заключается том, чтобы расписания были максимально рациональными и обеспечивали:

- качественное обслуживание населения, т. е. создавали пассажирам лучшие условия пользования автобусами и проезд с минимальной затратой времени пассажира на поездку;

- движение автобусов в соответствии с пассажиропотоками на маршрутах;

- увязку времени прохождения автобусов через соответствующие остановочные пункты с режимом начала и окончания работы промышленных предприятий, учебных заведений, зрелищных предприятий и др.;

- регулярность движения на всем протяжении маршрута;

- координацию движения автобусов с движением других видов пассажирского транспорта;

- высокую эффективность использования подвижного состава при использовании вместимости автобусов по установленным нормам

- создание нормальных условий труда бригадам автобусов

- продолжительность рабочей смены, а также режим и продолжительность внутрисменного отдыха должны быть в пределах, предусмотренных законодательством о труде;

- соответствие количества машино-часов работы автобусов, количеству часов, предусмотренных трансфинпланом;

- соблюдение всех норм безопасности движения;

Качество расписаний и затраты времени на их составление находятся в прямой зависимости от тщательности подготовки исходных данных, к которым относится:

1-уточнение пассажиропотоков по участкам и маршруту в целом;

2-расстояние и время движения автобусов между остановочными пунктами, 3величины скоростей движения (данные берутся из материалов нормирования скоростей);

4-выбор марки и расчет потребного количества автобусов, необходимого числа рейсов, определяемые из анализа пассажиропотока и условий движения автобусов;

5-установление нормативов времени рейса и оборота по периодам суток;

6-определение величины максимально допустимых интервалов движения по периодам дня для городских маршрутов;

7-определение целесообразного времени начала и окончания работы автобусов по каждому маршруту, скоординированного с режимом работы предприятий, организаций и учебных заведений;

8-распределение автобусов по маршрутам;

9-определение пунктов начала и окончания движения автобусов по маршруту, протяженности нулевых рейсов, норм времени на пробег;

10-выбор пунктов заправки автобусов топливом и определение норм времени на заправку;

11-выбор форм организации труда бригад водителей и выходов;

12-определение места и продолжительности проведения обеденных перерывов;

13-изучение расписания движения других видов транспорта на параллельных направлениях.

Расписания движения для городских и пригородных маршрутов составляют для городских и пригородных маршрутов на весенне-летний и осенне-зимний периоды года, на будничные, субботние и воскресные дни недели.

Сроки перевода на новые расписания определяются в зависи­мости от конкретных условий эксплуатации. Обязанности по составлению расписаний возлагаются на инженеров (техников) отделов эксплуатации автотранспортных предприятий.

Разработанные расписания утверждаются для городских и пригородных маршрутов руководителями АТП по согласованию с органами местного самоуправления

Для того чтобы расписание было рациональным, нужно не только учесть требуемый объем информации, но и максимально увязать данные между собой. Такую задачу помогает решить графо-аналитический метод расчета исходных данных, разработанный управлением пассажирского транспорта Мосгорисполкома. Этот метод дает возможность с наибольшей полнотой и обоснованностью увязать режимы работы автобусов и организацию труда бригад с величиной пассажиропотоков на маршрутах.

Графоаналитический метод расчета предусматривает распределение подвижного состава по маршруту по часам суток с учетом равных условий перевозок пассажиров, по режиму, сменности и продолжительности работы, определение транспортной работы в автобусо-часах и средней продолжительности работы автобусов на маршруте.

Загрузка...

При выполнении расчета в зависимости от реальных условий могут быть введены определенные ограничения исходя из фактического наличия подвижного состава, допустимых величин интервала движения, продолжительности рабочей смены бригад и т. д.

Виды расписаний движения. [4],[7]

1.-Сводное маршрутное расписание для городских, пригородных и междугородных сообщений.

2.-Станционное расписание движения автобусов по контрольным пунктам (начальным, конечным промежуточным).

3.-Рабочее (водительское) маршрутное расписание.

Расписания составляют: на рабочие (будничные) дни, на выходные и праздничные дни. на весенне-летний период. на осенне-зимний период.

По способу изображения расписания могут быть в табличной форме, или в графической форме.

Существуют следующие методы составления расписаний движения: ручной, полуавтоматизированный, автоматизированный и графо аналитический.

Методика графоаналитического расчета (ГАР) по определению рациональных режимов работы выходов и водителей.[7]

Данная задача была методически разработана и нашла практическое применение с 1964 г. первоначально на городском пассажирском транспорте Москвы, затем — во многих других городах страны (с 1985 г. решается с помощью ЭВМ по программе, разработанной В. Ш. Крупником).

Цель графоаналитического расчета — определение минимально-необходимого набора режимов работы транспортных единиц па маршруте при достижении наименьших общих затрат машино-часов

В зависимости от конкретных целей расчета можно вводить, изменять или снимать различные ограничения, определяющие те или иные нормативы, например допустимые пределы продолжительности работы водителей.

В качестве исходных данных графоаналитического расчета используют диаграмму потребности в подвижном составе (диаграмму «максимум»). Графоаналитический расчет прост в исполнении. На сетке-графике отражается весь объем транспортной работы на маршруте по часам дня. Благодаря наглядности выполняемых графических построений можно легко анализировать и корректировать весь перевозочный процесс.

Графическое построение основывается на следующих принципах:

1. не изменяя суммарного количества занятых клеток по каждому столбцу, используя метод зеркального отображения, необходимо добиваться максимально возможного приближения числа занятых клеток по каждой строке к предпочтительной величине продолжительности работы (такой прием показан на рис. 24)

Рис.24 Элементарный пример применения метода зеркального отображения, принципиальное решение

2. следует в возможных пределах стремиться к максимальному упрощению получаемых геометрических фигур-фрагментов диаграммы «максимум» — к достижению простейшей, прямоугольной формы каждого фрагмента диаграммы, соответствующего группе выходов той или иной классификации.

При отсутствии каких-либо ограничений, связанных с трудовым законодательством, режимом труда и графиком работы водителей, классификация выходов на маршруте может быть определена с помощью одной, двух операций, где каждой строке таблицы соответствует выход определенной продолжительности и режима работы.

Применение метода зеркального отображения фрагмента диаграммы «максимум», ограниченно определенным периодом суток до построения и после построения

Однако подобный результат расчета не может быть прямо применен на практике, так как не учтены элементарные условия труда: предоставление водителям перерыва на отдых и питание, ограничения на минимальную и максимальную продолжительность смены и условия технического осмотра подвижного состава

Такой расчет по открытой модели позволяет лишь проследить общие тенденции и возможности установления рациональных режимов работы бригад. Например, объективную необходимость ввода смен с дневным перерывом, ликвидации или ввода в группы трехсменных выходов, целесообразности ввода «скользящего» графика закрепления бригад за выходами, возможности перехода на новую систему технического осмотра подвижного состава — с оценкой таких мероприятий в экономическом плане.

Поэтому после выполнения расчета по открытой модели следует выполнить два-три варианта графо-аналитического расчета, последовательно изменяя ограничения по режиму труда водителей и давая стоимостную оценку каждому варианту расчета.

Последующая и всесторонняя оценка результатов расчета позволит выбрать наиболее приемлемый вариант, который и послужит основой для разработки маршрутных расписаний

Организация труда водителей.[22]

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей регулируются Трудовым кодексом РФ и приказом Минтранса РФ № 15 от 20.08.2004г «Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей

Работодатель устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей с учетом мнения представительного органа работников, а в случаях, предусмотренных коллективным договором, соглашениями, - по согласованию с представительным органом работников.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения.

Графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее, чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

На междугородных перевозках при направлении водителей в дальние рейсы, при которых водитель за установленную графиком работы (сменности) продолжительность ежедневной работы не может вернуться к постоянному месту работы, работодатель устанавливает водителю задание по времени на движение и стоянку автомобиля с учетом норм Положения.

Рабочее время

В течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности).

Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.

Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов.

В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.

На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.

Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.

Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 ч.

В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.

Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.

При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.

Водителям автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия, рабочий день может быть разделен на две части. Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников.

Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы.

Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания. Общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены). Перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте дислокации или месте, определенном для отстоя автобусов и оборудованном для отдыха водителей.

Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.

Рабочее время водителя состоит из следующих периодов:

а) время управления автомобилем;

б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;

в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;

д) время стоянки в местах посадки и высадки пассажиров.

е) время простоев не по вине водителя;

ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

з) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей;

Время управления автомобилем в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра не может превышать 8 часов.

При суммированном учете рабочего времени для водителей автобусов, работающих на регулярных городских и пригородных пассажирских маршрутах, может вводиться суммированный учет времени управления автомобилем. При этом суммарная продолжительность времени управления автомобилем за две недели подряд с учетом времени управления автомобилем в период работы сверх нормальной продолжительности рабочего времени (сверхурочной работы) не может превышать 90 часов.

На междугородных перевозках после первых 3 часов непрерывного управления автомобилем водителю предоставляется специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания специальный перерыв не предоставляется.

Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указываются в задании по времени на движение и стоянку автомобиля

Состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время и продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

Время отдыха

Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов, как правило, в середине рабочей смены.

При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.

Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или по соглашению между работником и работодателем.

Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

При суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.

На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но не менее чем до 29 часов. В среднем за учетный период продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов.

Привлечение водителя к работе в выходной день, установленный для него графиком работы (сменности), производится в случаях, предусмотренных статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации, с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя, в других случаях - с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя и с учетом мнения представительного органа работников.

Работа водителей в нерабочие праздничные дни допускается в случаях, предусмотренных статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации. При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни, установленные для водителя графиком работы (сменности) как рабочие, включается в норму рабочего времени учетного периода.

Регулярные перевозки пассажиров и багажа [15]

Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок.

Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования.

Регулярные перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:

1) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок;

2) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок.

Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров обязательны в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок, за исключением случаев, если согласно расписанию посадка и высадка пассажиров в остановочном пункте осуществляются по требованию пассажиров.

Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров осуществляются в начальном и конечном остановочных пунктах, а также по требованию пассажиров.

В каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок должны быть размещены информация о виде регулярных перевозок пассажиров и багажа. О расписании, времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту. Наименование конечного остановочного пункта маршрута. Информация об адресе и о номерах контактных телефонов органа, осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа. Состав информации, включаемой в расписание, определяется правилами перевозок пассажиров.

Заключение договора перевозки пассажира

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией, провоз пассажиром ручной клади за плату - квитанцией на провоз ручной клади.

Обязательные реквизиты билета, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади устанавливаются правилами перевозок пассажиров.

Кассовый чек с указанными на нем реквизитами билета, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади приравнивается соответственно к билету, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади.

Допускается использование билетов с указанием части или всех реквизитов в электронном виде, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В случае невозможности осуществить перевозку пассажира и багажа предоставленным транспортным средством в связи с его неисправностью, аварией, другими аналогичными причинами пассажир имеет право воспользоваться выданными билетом, багажной квитанцией, квитанцией на провоз ручной клади в другом транспортном средстве, предоставление которого обязан обеспечить перевозчик.

Пассажир обязан хранить билет, багажную квитанцию, квитанцию на провоз ручной клади в течение всей поездки и предъявлять их по первому требованию лиц, осуществляющих контроль. Контроль наличия билета, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади осуществляется в порядке, установленном правилами перевозок пассажиров.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

71 + = 73