Субъекты внешнеэкономической деятельности

Участниками внешнеэкономических отношений в Республике Беларусь являются:

1. Физические лица: граждане Республики Беларусь, обладающие право- и дееспособностью.

2. Коммерческие и некоммерческие юридические лица, Советы, исполнительные комитеты и местные администрации. Закон «О ме­стном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (в ре­дакции Законов от 10 января 2000 г. № 362-3 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлснии в Республике Беларусь») [Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2000. - № 8. ~ 2/137; 2000. -№ 59. - 2/174; № 150. - 2/203; 2001. - № 50, - 2/765]. Ст. 39 этого Закона, устанавливает, что Советы, исполнительные комитеты и местные администрации, а также создаваемые ими органы в преде­лах предоставленных им полномочий вправе:

1) заключать договоры с зарубежными партнерами на реализа­цию и приобретение продукции за счет имеющихся валютных средств либо на иной основе в соответствии с законодательством Республики Бе­ларусь;

2) создавать совместные предприятия по выпуску продукции про­изводственно-техническою назначения, товаров народного потреб­ления и оказанию услуг населению; участвовать в создании совмес­тных с зарубежными партнерами научных, культурных, туристичес­ких, физкультурно-оздоровительных, реабилитационных центров, других организаций по экономическому и научно-техническому со­трудничеству, связанных с обеспечением социальной и производ­ственной сфер современным оборудованием, средствами механиза­ции для жилищно-коммунального хозяйства, предприятий по пере­работке сельскохозяйственной продукции, развитием их материаль­ной базы, проведением на коммерческой основе международных ярмарок, выставок и других мероприятий, а также развитием рек­ламной деятельности;

3) организовывать приграничную торговлю;

4) вносить в Совет Министров Республики Беларусь предложе­ния о создании свободных экономических зон.

Участниками внешнеэкономической деятельности являются так­же иностранные и совместные предприятия, созданные в соответ­ствии с Законом «Об иностранных инвестициях на территории Рес­публики Беларусь» от 14 ноября 1991 г. и зарегистрированные в ус­тановленном порядке.

3. Предприятия, созданные за рубежом субъектами хозяйствова­ния Республики Беларусь в порядке осуществления инвестиционной деятельности в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об основах внешнеэкономической деятельности Белорусской ССР» от 25 октября 1990 г.; Постановлением Совета Министров Республики Беларусь «Об инвестиционной деятельности белорусских субъектов хозяйствования за границей» от 29 мая 1992 г.

4. Физические и юридические лица иностранных государств. Об­щим условием участия граждан иностранных государств во внеш­неэкономической деятельности является обладание ими гражданс­кой правоспособностью и дееспособностью. При этом дееспособ­ность возникает с совершеннолетия, которое в разных странах свя­зывается с достижением различного возраста. Так, по Гражданским кодексам Италии, Франции, Англии, совершеннолетним считается лицо, достигшее 23 года, в Японии - 20 лет, по законодательству большинства штатов США - полная дееспособность для женщин наступает с 18 лет, а для мужчин - с 21 года.

В ряде стран действует институт эмансипации (Франция, Италия, Германия): в частности в Италии, Германии в отношении лица, достигшего 1 к лет. Кроме того, вступление несовершеннолетнего в брак делает его дееспособным (Италия, США и др.).

Разное решение в государствах вопроса о дееспособности приво­дит к коллизиям (столкновению законодательств государств), кото­рые находят размещение в коллизионных нормах международного частного права государств. В большинстве стран континентальной Европы, в странах англо-американского права, вопросы дееспособ­ности решаются по личному закону гражданства. Норма ст. ИЗО ГК Республики Беларусь также устанавливает, что гражданская дееспо­собность иностранного гражданина определяется по закону страны гражданином которой он является, а лица без гражданства - по зако­ну страны, в которой он имеет постоянное место жительства.

Что касается юридических лиц, (организаций, фирм и т.д.), то их правовое положение определяется через такие категории, как «лич­ный статус», «национальность» юридического лица, поскольку эти субъекты всегда «привязаны» к определенному государству и его правопорядку.

Так, в странах континентальной Европы (Австрия, Германия, Фран­ция и др.) личный статус юридического лица определяется по праву го­сударства, где имеет «оседлость» юридическое лицо. При этом под «осед­лостью» понимается место фактического нахождения административ­ного центра юридического лица (правления, дирекции и т.д.).

В странах англо-американского права личный статус юридического лица определяется по месту «инкорпорации», т.е. месту регистрации Устава юридического лица. В некоторых странах под «оседлостью» юридического лица понимается не место нахождение его администра­тивного центра, а места осуществления хозяйственной деятельности.

Загрузка...

Те же критерии - место оседлости (в странах континентальной Европы) и места инкорпорации (в странах англо-американского права) используются и при определении национальности юридического лица. Однако используются и другие критерии.

Правоспособность иностранных юридических лиц определяется в государствах по-разному: она может быть общей либо специаль­ной, позволяющей юридическому лицу приобретать лишь опреде­ленные гражданские права и обязанности. Однако следует учесть, что во всех странах мира, независимо от действующей системы пра­ва, отмечается тенденция к расширению объема правоспособности. 5. Субъектом внешнеэкономических отношений, регулируемых национальным законодательством, в том числе нормами международно­го частного права, а также международными договорами (конвенциями) может быть и государство.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

75 − 70 =