Технологии формирования научно-исследовательской деятельности

Традиционные технологии

Технологии формирования научно-исследовательской деятельности

Игровые и имитационные технологии

Технологии проблемного обучения

Традиционные технологии

· академические лекции,

· установочные и обобщающие лекции,

· семинарские занятия,

· лабораторные занятия.

· проблемные лекции,

· лекциявизуализация (привлечение большого числа наглядной информации или заполнение таблицы, схемы в ходе лекции),

· метод проектов,

· студенческая конференция,

· выступление с докладом, сообщением по реферату,

· разбор конкретных ситуаций,

· рецензирование студентами работ друг друга,

· оппонирование студентами рефератов, проектов, дипломных, исследовательских работ;

· экспертные оценки проектов группами студентов,

· проведение занятий с использованием материалов, размещенных в сети Интернет.

· деловая игра,

· ролевая игра,

· мозговой штурм,

· дискуссия,

· дебаты.

· практические занятия,

· лабораторные работы.

Интерактивные и активные формы проведения занятий:

· деловая игра,

· ролевая игра,

· разбор педагогических ситуаций,

· психологический тренинг,

· мозговой штурм,

· дискуссия,

· мастер-классы экспертов и специалистов.

Занятия лекционного типа составляют 40 % аудиторных занятий. Занятия, проводимые в интерактивных формах, составляют 20 % аудиторных занятий.

6.2 Технологии внеаудиторной работы:

· конспектирование литературы,

· подготовка к коллоквиуму, собеседованию по теме,

· реферирование монографии и периодических изданий,

· подготовка реферата и доклада.

· написание эссе и иные творческие работы,

· подготовка базы психодиагностического инструментария,

· научно-исследовательская деятельность (в том числе участие в работе СНО, научных кружков),

· подготовка отчетов по результатам исследовательской работы,

· подготовка презентаций проектов или научно-исследовательских проблем,

· проектная деятельность (в том числе участие в волонтерском движении),

· составление портфолио,

· поиск и создание базы данных материалов, размещенных в сети Интернет.

7. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

7.1. Рекомендации студентам по организации самостоятельной работы
при освоении курса «Психология развития»

В связи с тем, что в соответствии с ФГОС самостоятельная работа студентов занимает 60% общей трудоемкости часов, отведенных на учебную дисциплину, роль самостоятельной работы значительно повысилась. Это требует специального руководства по ее организации, которое мы и представляем. Основой самостоятельной работы является данный УМК (учебно-методический комплекс), в котором подробно описывается ее содержание, конкретные задания по темам, сроки их выполнения, справочный материал, формы отчетности и способы контроля с критериями оценки. Общая схема самостоятельной работы включает следующее:

1. Внимательно изучить материалы, характеризующие курс и тематику самостоятельного изучения. Это позволит четко представить как круг изучаемых тем, так и глубину их постижения.

2. При подготовке к практическим занятиям следует начать с подбора литературы, достаточной для изучения предлагаемых тем, и ориентироваться на списки обязательной и дополнительной литературы. Следует иметь в виду, что нужна литература различных видов:

· Учебники, учебные и методические пособия;

· Первоисточники. К ним относятся оригинальные работы теоретиков, разрабатывавших проблемы, а также хрестоматии, в которых эти работы представлены не полностью, а в виде избранных отрывков;

· Монографии, сборники научных статей, публикации в журналах, любой эмпирический материал;

· Справочная литература – энциклопедии, словари, терминологические справочники, раскрывающие понятийный аппарат.

3. Основное содержание самостоятельной работы – изучение и конспектирование учебной литературы. Такая работа требует постоянного уточнения сущности и содержания понятий и категорий посредством обращения к энциклопедическим словарям и справочникам. В некоторых случаях обобщение изученной литературы может осуществляться в составлении схем и таблиц.

4. Для закрепления и систематизации знаний рекомендуется составить план и тезисы ответа на вопросы практического занятии, подготовить тезисы сообщений, докладов и текстов рефератов для выступления на семинаре, коллоквиуме, конференции.

5. Для формирования умений по всем темам предложены психологические задачи, обязательные для выполнения, и вопросы для самопроверки.

6. Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

· уровень освоения учебного материала;

· умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

· полнота общеучебных представлений, знаний и умений по изучаемому самостоятельно внеаудиторно вопросу или по теме;

Загрузка...

· обоснованность и четкость изложения ответа на поставленный вопрос;

· оформление отчетного материала в соответствии с залданными требованиями.

7. Распределение внеаудиторной самостоятельной работы представлено в следующей таблице.

7.2. Структура и содержание самостоятельной работы студентов

7.2.1. Распределение часов по темам для самостоятельной работы


п/п
Раздел
дисциплины
Неделя семестра Всего часов (ауд. и внеаудиторная работа) Обязательная самостоятельная работа Дополнительная самостоятельная работа
I. Общие вопросы психологии развития
1. Предмет, задачи, методы и история становление психологии развития
2. Теоретические и методологические подходы к проблеме психического развития 2-3
3. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. 4-5
II. Характеристики психического развития в разные периоды онтогенеза
4. Психическое развитие ребенка в младенческом и раннем детском возрасте
5. Психологические особенности развития в дошкольном возрасте
6. Психологические особенности развития в младшем школьном возрасте 7-9
7. Психологические особенности развития в подростковом возрасте 10-12
8. Психологические особенности развития в раннем юношеском возрасте 13-15
9. Динамика психического развития школьников в онтогенезе
10. Психологические особенности развития в периоды взрослости
Всего:

7.2.2. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов

№ раздела дисциплины Наименование раздела
дисциплины
Виды самостоятельной работы
(ак. час.)
Общая трудоемкость
(ак. час.)
Работа с учебным материалом Доклады, презентации, реферата, эссе Выполнение заданий (вопросы, задачи, тесты) Составление аналитических таблиц Работа с понятиями, составление глоссария Конспектирование, аннотирование Диагностическое исследование
I Общие вопросы психологии развития
1. Предмет, задачи, методы и история становление психологии развития
2. Теоретические и методологические подходы к проблеме психического развития 0,5 0,5
3.

Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. 0,5 0,5 0,5 0,5
II Характеристики психического развития в разные периоды онтогенеза
4. Психическое развитие ребенка в младенческом и раннем детском возрасте
5. Психологические особенности развития в дошкольном возрасте
6. Психологические особенности развития в младшем школьном возрасте
7. Психологические особенности развития в подростковом возрасте
8. Психологические особенности развития в раннем юношеском возрасте
9. Динамика психического развития школьников в онтогенезе
Психологические особенности развития в периоды взрослости
Итого 10,5 9,5

7.3. Содержание самостоятельной работы,

семинарских и практических занятий

Раздел 1. Общие вопросы психологии развития

Тема 1. Предмет, задачи, методы и история становления
психологии развития

Схема распределения часов самостоятельной работы студентов

в связи с ее видами и содержанием

Содержание
самостоятельной работы
Вид С.Р. Форма контроля
Обязат. Дополн.
Задания по самопроверке
(вопросы, задачи, тесты)
Проверка ответов на вопросы, решения задач, тестирование
Составление таблицы Проверка заполненной таблицы
Общая трудоёмкость(ак. час.)

Задания для самостоятельной работы студентов

'Вопросы и задания:

1. Сформулируйте и законспектируйте основные задачи возрастной психологии.

2. Составьте схему, отражающую взаимосвязь возрастной психологии с другими отраслями научных знаний.

3. Используя метод наблюдения (схему наблюдения) составьте индивидуальную психологическую характеристику на человека.

4. Приведите конкретные примеры использования различных методов в исследовании ребенка.

?Заполните таблицу:

Достоинства и недостатки методов психологии развития

Название метода Характеристика
достоинства недостатки
I. Организационные методы
1. Лонгитюдный метод
2. Метод поперечных срезов
3. Комбинированный метод
II. Эмпирические методы
1. Наблюдение
2. ……..

&Список литературы:

§ Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер. 2000. С. 42-47.

§ Першина Л.А.Возрастная психология. – М.: Академический Проект, 2004. С.3-4.

§ Психология развития: Учеб. для студ. высш. психол. учеб. заведений / под ред. Марцинковской Т.Д. – М., 2005. – 528 с.

§ Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М.: Аспект Пресс, 2005. –С.9-11.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

34 − = 32