Тема 1. Роль интегрированных структур в экономике

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Конструктивные схемы. Материалы

Состав и взаимосвязь помещений. Планировочные схемы

Объемно-планировочные и композиционные особенности клубов

Объемно-планировочное решение должно способствовать созданию выразительного образа здания и обеспечивать возможность организации различных форм клубной деятельности.

Функции клуба осуществляются в следующих группах помещений:

- зрительского комплекса;

- демонстрационного комплекса;

- клубного комплекса (в группе помещений для отдыха и развлечений, в группе лекционно-информационных помещений, в группе кружково-студийных помещений).

Здания досуговых центров наиболее многочисленны и разнообразны по функциональным особенностям, габаритам, планировке, этажности и облику. В соответствии с этим также разнообразны и конструкции зданий, являющиеся одним из главных тектонических средств архитектора.

Высоту уровня планшета сцены (авансцены) над уровнем пола первого ряда зрительских мест рекомендуется принимать не более 1 м.

В зрительных залах уклон пола (пандуса) возможен не более 1:7. При устройстве в проходах ступеней высота подступенков принимается не более 0,2 м.

Группы помещений:

1) Комплекс помещений, обслуживающих посетителей;

2) Зрительные залы различной вместимости и назначения;

3) Сцены, эстрады и помещения их обслуживания;

4) Комплекс помещений технологического обеспечения кинопоказа;

5) Комплекс помещений, обслуживающих артистов;

6) Репетиционные помещения;

7) Складские помещения;

8) Клубный комплекс помещений;

9) Музейно-выставочный комплекс;

10) Комплекс помещений библиотеки;

11) Кинозалы;

12) Служебно-административные помещения;

13) Санитарно-гигиенические помещения;

14) Технические помещения, обслуживающие здание в целом.

Рис. 1. Схема взаимосвязей помещений в здании

Рис. 2. Типы сцен. Схемы взаимосвязи зала и сцены.

1.1 Становление интеграционных процессов в современной мировой экономике

1.2 Типы интегрированных структур

1.3 Особенности интеграции в Западной Европе.

Цель лекции: рассмотреть аспекты становления и развития интеграционных процессов в современной мировой экономике, установление устойчивых взаимосвязей государств, основанные на проведении согласованных межгосударственных экономических политик. Основные направления формирования типов интегрированных структур

Качественно новым этапом интернационализации хозяйственной жизни является интеграция - образование, становление некоторой целостности.

Интеграция – это объективный процесс развития устойчивых экономических связей и разделения труда национальных хозяйств, близких по уровню экономического развития. Охватывая внешнеэкономический обмен и сферу производства, она ведёт к тесному переплетению национальных хозяйств, созданию хозяйственных региональных комплексов. Закономерным результатом развития международной торговли товарами и услугами стала экономическая интеграция. Международная экономическая интеграция - это процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и регулируемый межгосударственными органами. На микроуровне этот процесс идёт через взаимодействия отдельных фирм ближайших стран на основе формирования разнообразных экономических отношений между ними, в том числе создания филиалов за границей. На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик.

Бурное развития межфирменных связей порождает необходимость межгосударственного регулирования, направленного на обеспечение свободного движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы между странами в рамках данного региона, на согласовании проведения совместной экономической, валютно-финансовой, научно-технической, социальной, внешней и оборонной политики. В итоге, создаются целостные региональные экономические комплексы с единой валютой, инфраструктурой, общими экономическими задачами, финансовыми фондами, общими органами.

Экономический регионализм не считается негативным фактором для развития международной экономики, только если группа интегрирующихся стран, либерализуя взаимные экономические связи, не устанавливает менее благоприятные условия для торговли с третьими государствами. Иначе говоря, экономический регионализм, упрощая экономические связи между странами одной группы, не должны приводить к их усложнению со всеми остальными странами.

Предпосылками интеграции являются:

1. близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости интегрирующихся стран. Межгосударственная интеграция развивается либо между индустриальными странами, либо между развивающимися странами. Попытки объединения интеграционного типа между индустриальными и развивающимися государствами находятся на раннем этапе становления;

Загрузка...

2. географическая близость интегрирующихся стран, наличие в большинстве случаев общей границы и исторически сложившихся экономических связей. Большинство интеграционных объединений мира начинались с нескольких соседних стран, расположенных на одном континенте, в непосредственной географической близости друг от друга;

3. общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества и т.д. Экономическая интеграция призвана решить набор конкретных проблем, которые реально стоят перед интегрирующимися странами. Поэтому страны, где главная проблема - создание основ рыночной экономики не могут интегрироваться с государствами, в которых развитость рынка достигла такого уровня, что требует введения общей валюты;

4. демонстрационный эффект. В странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные экономические сдвиги, что оказывает определённое психологическое воздействие на другие страны, следящими за изменениями;

5. "эффект домино". После того, как большинство стран того или иного региона стали членами интеграционного объединения, остальные страны неизбежно испытывают трудности, связанные с переориентацией стран, входящих в группировку. Это приводит к сокращению торговли стран, оказавшихся за пределами интеграции. Поэтому некоторые из них высказывают заинтересованность подключению к интеграционным процессам просто из-за опасения остаться за её пределами.

Основными целями интеграции являются:

а) использование преимуществ экономики масштаба. Обеспечение расширения размеров рынка, сокращения трансакционных издержек и извлечения других преимуществ на основе теории экономики масштаба позволяет привлечь прямые иностранные инвестиции;

б) создание благоприятной внешнеполитической среды. Важнейшей целью большинства интеграционных объединений является укрепление взаимопонимания и сотрудничества участвующих стран в политической, военной, социальной, культурной и других неэкономических областях;

в) решение задач торговой политики. Региональная интеграция нередко рассматривается как способ укрепить переговорные позиции участвующих стран в рамках многосторонних переговоров;

г) содействие структурной перестройке экономики. Подключение стран, создающих рыночную экономику к региональным торговым соглашениям стран с более высоким уровнем рыночного развития рассматривается как канал передачи рыночного опыта, гарантия неизменности избранного рыночного курса;

д) поддержка молодых отраслей национальной промышленности. Интеграционные объединения стараются поддержать местных производителей.

2. Интеграционные объединения различного типа получили свое развитие во второй половине XX века. Несмотря на различия в подходах, определениях и названиях тех или иных интеграционных группировок, в них можно выделить общие черты и закономерности. Исторически интеграция эволюционирует через несколько этапов, каждый из которых свидетельствует о степени её зрелости.

На первом этапе, когда страны ещё только делают первые шаги к сближению, между ними заключаются преференциальные торговые соглашения, которые подписываются либо на двусторонней основе между государствами, либо между уже существующей интеграционной группировкой. При этом предусматривается сохранение национальных таможенных тарифов.

На втором этапе интеграции страны переходят к созданию зоны свободной торговли, предусматривающей полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении национальных таможенных тарифов в отношении к третьим странам. В большинстве случаях, условия распространяются на все товары, кроме продукции сельского хозяйства.

Третий уровень интеграции связан с образованием таможенного союза - согласованной отменой национальных таможенных тарифов и введением общего тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран. Таможенный союз предусматривает беспошлинную внутриинтеграционную торговлю товарами и услугами и полную свободу их перемещения внутри региона. Межгосударственными органами выступают периодические совещания министров.

Когда интеграционный процесс достигает четвёртого этапа - общего рынка - интегрирующиеся страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства - капитала, рабочей силы. Межгосударственными органами выступают периодические совещания глав государств.

Пятый этап - экономический союз, предусматривает наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров, факторов производства также и координацию макроэкономической политики, и унификацию законодательств в ключевых областях - валютной, бюджетной, денежной.

Принципиально важно существование и шестого этапа - политического союза, который предусматривал бы передачу национальными правительствами большей части своих функций в отношениях с третьими странами негосударственным органам. Но, это означало бы потерю суверенности отдельных государств.

Интеграционные группировки в мировой экономике периодически возникают и исчезают. Точно определить на каком этапе развития находится та или иная интеграционная группировка сложно, так как отсутствует сопоставимая информация, возникает различие между целями и реальными достижениями. Классификация действующих интеграционных объединений показывает, что существует много примеров интеграционных группировок, находящихся на каждой из стадий развития интеграционного процесса.

Как известно, далеко продвинулся Европейский Союз (ЕС), возникший на базе Европейских Сообществ, созданных в 1967 г. в результате слияния органов трех прежде самостоятельных региональных организаций - Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, 1951 г.), Европейского экономического сообщества (ЕЭС, 1957-1958 гг.) и Европейского сообщества по ядерной энергии (Евратом, 1958 г.). С 1 ноября 1993 г., после вступления в силу Маастрихтских договоренностей, официальным названием данной интеграционной группировки стал Европейский союз.

Развитие интеграционных процессов в Западной Европе постоянно охватывало макроэкономическую сферу и средства структурной пере­стройки. Межгосударственное вмешательство в экономические процессы носило преимущественно косвенный характер. Его инструментами выступают общий бюджет ЕС и общие фонды. Ос­новным инструментом такого воздействия выступает формирование общих условий функционирования различных секторов хозяйства в сообществе. В их числе аграрная, валютная, внешнеэкономическая, социальная сферы. Разработаны программы по созданию единых рынков капитала, товаров и услуг, что создает дополнительные стимулы для переплетения национальных капиталов.

Еще в 60-е гг. сложилась нынешняя институциональная структура ЕС, которая, наряду с традиционными органами межправительственного сотрудничества, воспроизводит отдельные структуры, присущие законодательной, исполнительной и судебной властям на национальном уровне.

Следует иметь в виду, что интеграционные процессы в Северной Америке имеют отличия от западноевропейской модели. Так, на североамериканском континенте были созданы предпосылки формирования и развития регионального комплекса на микроуровне или интеграции, обеспечиваемой прямыми иностранными капиталовложе­ниями. Это свободный режим движения через американо-канадскую границу капитала и рабочей силы, неограниченная обратимость валют. Подобный порядок решал целый ряд задач региональной экономической интеграции без всякого договорно-правового оформления. Хотя таможенная регламентация взаимного товарооборота была далека от зоны свободной торговли, она оставляла довольно широкий простор для внутрирегионального разделения труда. Только в 1988 г. между США и Канадой было подписано соглашение о создании к 1995 г. зоны свободной торговли. В 1992 г. США, Канада и Мексика подписали соглашение о создании зоны свободной торговли Северной Америке, которое предусматривало введение в течение 15 лет свободы движения товаров и капиталов между тремя странами.

Развитие интеграционного комплекса в регионе идет в направлении, отвечающем интересам более сильной стороны - американских ТНК, капитал которых занимает ведущие позиции в целом ряде отраслей соседних стран. Так, 75-80 % канадского экспорта, составляющего примерно 20% ВВП Канады, направляется в США. Для США канадский рынок самый крупный, но его роль несколько иная. В Канаду направляется около 25% американского экспорта, что составляет чуть больше 1% ВВП США (или 15% ВВП Канады). До 71% экспорта Мексики связано с США, и только 7% американского экспорта - с Мексикой (или 65% всей стоимости мексиканского импорта). Важно, что значительную часть канадоамериканской и мексикоамериканской торговли составляют поставки филиалов американских ТНК.

Экономическая интеграция - процесс развития устойчивых взаимосвязей соседних государств, ведущий к их постепенному экономическому слиянию, основанный на проведении этими странами согласованной межгосударственной экономики и политики.

Выделяют следующие формы экономической интеграции:

Преференциальная зона,

Зона свободной торговли,

Таможенный союз,

Общий рынок,

Экономический союз и

Экономический и валютный союз.

Основными признаками интеграции являются:

взаимопроникновение и переплетение национальных производственных процессов;

структурные изменения в экономике стран-участниц;

необходимость и целенаправленное регулирование интеграционных процессов.

Уровни интеграции:

макроэкономический (интеграция на государственном уровне);

микроэкономический (межфирменные объединения ТНК).

Преимущества и недостатки

Преимущества:

увеличение размеров рынка - проявление эффекта масштаба производства;

возрастает конкуренция между странами;

происходит обеспечение лучших условий торговли;

расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры;

распространение новейших технологий.

Отрицательные последствия: для более отсталых стран это приводит к оттоку ресурсов (факторов производства), идет перераспределение в пользу более сильных партнеров; олигопольный сговор между ТНК стран-участниц, который способствует повышению цен на товары; эффект потерь от увеличения масштабов производства.

Интеграция отдельных предприятий. Различают:

вертикальную интеграцию предприятий, при которой они объединяются от поставщиков до закупщиков, в идеале охватывая всю цепочку от добывающего ресурсы предприятия, до торговой сети, продающей готовый продукт конечному потребителю;

горизонтальную интеграцию предприятий, при которой объединяются предприятия одной отрасли;

круговую интеграцию предприятий, при которой объединяются предприятия разных отраслей, что снижает несистемные риски потери доходности;

интеграцию предприятий, производящих дополняющие друг друга товары.

В широком понимании международную экономическую интеграцию определяют и как
отношения, и как процесс. Интеграцию в первом понимании можно толковать как
отсутствие любой формы дискриминации иностранных партнеров в каждой из национальных
экономик. В таком плане международная экономическая интеграция рассматривалась
нами как высочайший уровень развития МЕВ. Как процесс интеграция оказывается
в стирании отличий между экономическими субъектами -представителями разных
государств. Развитие процессов международной экономической интеграции обусловленный
такими факторами:

• экономическим развитием стран, групп стран и регионов
мира в условиях неравномерного распределения ресурсов;

• закономерностями научно-технического
прогресса;

• тенденциями демографического развития;

• наличием и необходимостью
решения глобальных проблем (энергетической, продовольственной, экологической, использование Мирового океана и космоса, экономического роста и народонаселения, экономической безопасности, разоружение);

• резким сокращением расстояний за счет развития транспортно комуникацийних сетей;

• рыночной унификацией экономического развития.

3. Особенности интеграции в Западной Европе. Европейский центр силы имеет ту особенность, что он представляет собой неоднородное государственное целое, не имеющее пока ни единой государственности, ни единой (жестко согласованной) ориентации хозяйственной политики, хотя усилия в этом направлении предпринимаются энергичными структурами ЕЭС. Совокупный потенциал Европы - это около 400 млн. человек; в середине 80-х годов на него приходилось 40% мировой торговли.

Несмотря на весьма активно происходящие интеграционные процессы в рамках самого Европейского сообщества (включает ЕС и ЕВРАТОМ с населением более 350 млн.человек), оно, в свою очередь, углубляет связи и с шестью странами ЕАСТ (с населением около 40 млн. человек). При имеющихся противоречиях интересов национальных группировок европейского капитала, они все сильнее чувствовали невыгодность существования раздробленных рынков, не позволявших полностью использовать преимущества высокой концентрации производства и мощный потенциал, способный действовать на емком объединенном западноевропейском континенте. Таким образом идея "Соединенных Штатов Европы" оказалась вполне реалистичной и отнюдь не абсолютно реакционной, каковой она выглядела в начале века. Этот процесс объективен, а объективное трудно причислять однозначно к реакционному, консервативному, несмотря на возможности разной трактовки этого явления.

Гетерогенность европейского центра преодолевается комплексными интеграционными мероприятиями, включающими экономическую, социальную и политическую деятельность в рамках ЕЭС. Во второй половине 80-х годов его институты оказывали целенаправленное влияние на интеграционные процессы, стремясь создать условия для расширения внутреннего рынка, позволяющего свободное движение товара, людей, услуг и капитала. Для решения этих задач разрабатывается главное направление экономической стратегии европейского центра рыночной экономики на период до полной интеграции. Это реально позволяет создать сильный экономический международный комплекс, экономическое и политическое влияние которого намного превышает возможности отдельных государств, удачно сочетающий централизм и автономию и не ущемляющий национальное достоинство членов сообщества.

Характер интеграционного процесса в рамках ЕЭС на протяжении ряда лет складывался как следствие координации хозяйственной политики. Речь идет прежде всего о совместной сельскохозяйственной политике, а также различного рода торгово-политических решений по отношению к третьим странам (к СССР-СНГ, Балтии, РС и т.д.). При этом принятию решения предшествует сложный и трудный путь к консенсусу, отражающий в компромиссном виде сочетание единичных и общих интересов правительств стран - членов ЕЭС. В ЕС доминируют решения межгосударственного координационного характера, что происходит по мере повышения роли национальных политико-экономических приоритетов и интересов небольших групп стран (особенно ФРГ, отчасти -Франции, Великобритании). Поэтому суть происходящего в ЕС интеграционного процесса нельзя интерпретировать однозначно, как жестко надгосударственный механизм вынесения решений. Хотя элементы надгосударственности в процессе развития и углубления интеграции развиваются и расширяются. Можно сказать, что ЕС в настоящее время с точки зрения содержательной, представляет собой конфедерацию европейских государств, в которой элемент сотрудничества и межгосударственной координации комбинируется с некоторыми надгосударственными решениями. При этом решающие аспекты экономического и политического суверени тета продолжают оставаться в компетенции национальных государств. Исключение составляет внешнеторговая политика, которая перешла в ведение Комиссии европейских сообществ ЕЭС. Однако эта комиссия фактически не имеет право "навязывать" свои представления отдельным странам - членам ЕС. Без их мандата она, например, не может открыть даже очередного заседания.

Единый Европейский акт. Хотя ЕС продолжает оставаться сообществом самостоятельных государств, правда, со значительной интенсивностью межгосударственной координации, его страны выступают объектами высокого уровня координационного воздействия в плане осуществления экономического (и политического) курса. Знаменателен в этом плане ратифицированный в 1987 г. Единый европейский акт. Он имеет своей задачей в институционально-правовой форме координировать достигнутую ступень интеграционных институтов, в том числе Европейский парламент и Европейское политическое сотрудничество, в которых определена важнейшая задача по координации внешней политики стран ЕС. Этот документ дополняет первоначальную договорную основу 50-х годов, придает сообществу новую качественную определенность, поскольку речь идет о правовом выражении новой интеграционной реальности и институтов ЕС.

Создание "внутреннего рынка” в 1993 году. Развитие интеграционного процесса в рамках ЕС, несомненно, оказывает решающее влияние на роль европейского центра мировой экономики. Главная задача заключается в создании действительно реального "внутреннего рынка" на всей территории 12 стран-членов ЕС, между которыми должны быть ликвидированы экономические границы (политические границы по сути ликвидированы). Речь идет о разработке концепции весьма сложных процессов преодоления материальных, технических, административных, а главное, налоговых барьеров. Эти процессы развиваются, исходя из достигнутой ступени интеграции, являющейся результатом непрерывного развития интеграционных процессов на протяжении трех десятилетий. Уже в 1993 г. планировалось устранить большинство пока еще существующих нетарифных барьеров пограничного контроля (различные нормы, налоговые системы и т.д.) в условиях свободного передвижения людей, товаров, услуг и капитала - что несомненно устраивает крупные фирмы всех стран. (Речь идет о реализации маастрихстских соглашений). Им не приходится особенно опасаться обострения конкуренции, что может произойти в случае полного открытия национальных рынков (для фирм "других" стран, вне ЕС). От реализации "внутреннего рынка" менеджеры и политики интеграционных институтов стран-членов ЕС ожидают получить все возможные преимущества крупномасштабной экономики континентальных размеров и преодолеть исторически возникшую и формировавшуюся под влиянием государственных границ и социально-культурных традиций западноевропейскую раздробленность.

С 1993 г. 70% правил единого рынка распространяются и на государства, входящие в Европейскую ассоциацию свободной торговли. Возникнет Европейское экономическое пространство (ЕЭП) с огромным хозяйственным и человеческим потенциалом. Однако существуют и опасения, что с расширением Сообщества будет все тоньше становиться его политическая ткань и будет затруднено достижение совместных договоренностей. У государств, находящихся за пределами "единой Европы", вызывает настороженность тот факт, что входящие в нее страны три четверти своей внешней торговли осуществляют друг с другом, ЕЭП образует некую самодостаточную торговую зону, доступ в которую извне может быть затруднен.

Однако предполагается, что созданные законодательные и институциональные механизмы способны справиться с тенденцией к автаркии в ЕС. Программа полной интеграции стран ЕС была опубликована в 1985 г. в так называемой "Белой книге". В ней содержатся точные сроки проведения мер, благодаря которым будут устранены препятствия на пути передвижения капиталов, услуг, товаров, населения и т. п. Дополнением к "Белой книге" является Единый европейский акт 1986 г., признавший широкие полномочия Совета министров Европейского экономического сообщества. Для унификации экономических систем участников ЕС необходимо дальнейшее развитие европейской валютной системы, единство фискальных и транспортных систем, стандартов и норм, направлений в сельскохозяйственной политике и т. д.

Контрольные вопросы:

Понятие и сущность интеграционных процессов в современной мировой экономике.

Основы установления устойчивых взаимосвязей государств с целью дальнейшего развития интегрированных структур.

Основные направления формирования типов интегрированных структур

Основные направления становление интеграционных процессов.

Предпосылки интеграции (близость уровней экономического развития, отраслевая бли-зость интегрирующихся структур, общность экономических и иных проблем, демонстрационный эффект).

Цели интеграции (использование преимуществ экономии масштаба, создание благоприятной среды, решение задач экономической политики, содействие структурной перестройке экономики).

Какой вклад интегрированные структуры способны внести в экономическую и финансовую стабилизацию региональной экономики?

Тема 2. Содержание и функциональная роль интегрированных структур в современных экономических

2.1 Предпосылки образования интегрированных структур в развитых странах

2.2 Роль интегрированных структур в Казахстане

Цель лекции: рассмотреть основные направления формирования интегрированных структур в развитых странах. Возможности становления и развития интегрированных структур в Казахстане и их роль в экономике страны.

1. На микро уровне отличают горизонтальную и вертикальную интеграцию. Горизонтальная интеграция возникает при слиянии фирм, которые вырабатывают подобные или однородные товары с целью их дальнейшей реализации через общую систему распределения и получение при этом дополнительной прибыли. Горизонтальная интеграция сопровождается производством за границей товаров, аналогичных тем, что производятся в стране базирования. Вертикальная интеграция предусматривает объединение фирм, которые функционируют в разных производственных циклах. Различают три формы вертикальной интеграции:

1) интеграция вниз (на микроуровне возникают ТНК);

2) производственная интеграция вверх (например, приобретение сталеплавильной компанией завода, который вырабатывает металлоконструкции);

3) непроизводственная интеграция вверх, что включает сферу распределения.

Основные формы международной интеграции на макроуровне есть: *Зона преференциальной торговли представляет собой зону с льготным торговым режимом, когда две или несколько стран уменьшают взаимные тарифы из импорта товаров, сохраняя уровень тарифов в торговле с другими странами. Наиболее показательным историческим примером такой формы интеграции есть Преференциальная система Британского
Сообщества (1932 г.), что объединяла 48 государств. *В зонах свободной торговли действует особый льготный торговый режим для стран-участниц за счет устранения внутренних тарифов при их сохранении в торговле с другими странами. Типичными примерами является Европейская ассоциация свободной торговли (1960 г.), зона свободной торговли Сша-Канада (1988 г.), Североамериканское

Процессы реформирования в Казахстане, направленные на формирование новой эффективно функционирующей организационно - институциональной структуры экономики, включают как составную часть комплексной программы преобразований создание разнообразных организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, соответствующих условиям переходной рыночной экономики.

Развитие рыночных форм организации производственно-хозяйственной деятельности изменило систему институциональных отношений, осуществляющих производственную деятельность, что нашло свое отражение в формировании разнообразных интегрированных структур, таких как холдинг, финансово-промышленная группа, концерн, конгломерат, консорциум. Данные формы, образованные в результате системной реструктуризации собственности, позволяют перестроить производственные, финансовые, информационные, налоговые, маркетинговые, управленческие связи между субъектами хозяйствования с целью адаптации их к изменениям среды хозяйствования.

В настоящий момент спектр понятий интегрированных структур достаточно широк и разнообразен, и в экономической литературе еще не пришли к единому мнению относительно определения интегрированной структуры.

Интегрированную структуру с точки зрения системного подхода можно охарактеризо-вать как систему, элементами которой являются участники интегрированной структуры, с присущими ей целями, связями и элементами. Интегрированная структура представляет собой совокупность относительно обособленных предприятий, образованную на постоянной или временной основе, участники которой объединены общей целью, одновременно могущие функционировать как полноценные юридически и экономически самостоятельные субъекты рыночных отношений; связи между предприятиями в интегрированной структуре по силе превышают связи с другими субъектами хозяйствования. Целенаправленная интеграция обладает организующей силой благодаря тому, что участники интегрированной структуры, объединяясь, обретают те качества и свойства, на основе которых могут устанавливаться отношения, способствующие достижению поставленной цели. Интегрированная структура не является механической суммой предприятий и построенных между ними отношений и связей, а представляет собой качественно новое образование, в котором участники вступают во взаимодействие, благодаря которому каждый имеет возможность максимально использовать весь свой потенциал. Итогом объединения этих потенциалов является качественно новый эффект, который в литературе чаще всего называют эффектом синергии. Этот эффект связан со способностью интегрированных структур к адаптации и саморегуляции. Организация совместной деятельности отдельных предприятий в интегрированную структуру происходит на основе владения крупными пакетами акций, перекрестных акционерных связей между предприятиями, трастового управления акционерным капиталом, долгосрочных финансовых, производственных зависимостей.

2. Формирование крупных интегрированных структур отражает объективные устойчивые тенденции современной индустриально развитой экономики. Поданным Организации Объединенных Наций, в мире насчитывается более 35тыс. крупных финансово-кредитных объединений (концернов, транснациональных корпораций, финансово-промышленных групп). Финансово – промышленные объединения контролируют более одной трети промышленного производства своих стран, более одной второй торговли, более трех четвертей патентов и лицензий на высокие технологии и ноу-хау.

Промышленный комплекс Японии на сегодняшний день составляют шесть крупней-ших финансово-промышленных групп - кеэйрэцу: «Мицубиси», «Мицуи», «Сумитомо», «Даичи Кангин», «Фуе», «Санва». Согласно официальным данным, совокупный годовой объем продаж шести групп-гигантов составляет примерно 14-15% валового национального продукта страны. Если считать, что годовой оборот составляет порядка четырех триллионов долларов, то на эти группы приходится 500 миллиардов. Они контролируют примерно 50 %, а по некоторым оценкам и до 75 % общей суммы промышленных активов страны. Из 100 крупнейших промышленных фирм 70 являются членами той или иной кейрецу.

6 Интегрированные структуры Японии показали свои возможности в различных сферах деятельности, в том числе в проведении крупных научных исследованиях, внедрении их в производственный процесс, противостоянии резким колебаниям деловой конъюнктуры на мировых рынках.

Кейрецу характеризуются тесными связями между крупными промышленными компаниями и различными финансовыми организациями, транспортными, сбытовыми, снабженческими фирмами. Внутри группы обеспечивается жесткость взаимных поставок, обеспечиваемую наличием собственной системы финансовых учреждений и наличием универсальной торговой фирмы.

Особенность функционирования промышленности Германии состоит в сильной связи ее с банковской системой, в результате которой формируются устойчивые горизонтальные межотраслевые финансово-промышленные концерны. При этом, несмотря на то что концер-ны - достаточно крупные образования, в среднем головные холдинги владеют акциями и контролируют деятельность около 150 компаний, они являются достаточно гибкими структурами, маневренность которых в значительной степени обеспечивается банками.

Интересен опыт становления и развития крупных корпораций во Франции. В 60-е годы в период послевоенного индустриального развития государство стимулировало развитие 2-3 национальных компаний в базовых отраслях с целью возникновения в каждой отрасли корпораций конкурентоспособных на международном рынке. В 70-е, 80-е годы политика государства в отношении крупных корпораций была пересмотрена и усилия были направлены на поддержку малого предпринимательства.

Складывающиеся рыночные отношения в отечественном экономическом пространстве стимулируют возможности отхода от традиционного управления предприятием, обусловливают неизбежность и экономическую целесообразность перехода от управления как такового к менеджменту и маркетингу, требуют создания системы эффективных алгоритмов принятия управленческих решений с учетом изменения рыночной конъюнктуры.

Контрольные вопросы:

1.Опишите порядок формирования организационной структуры компании.

2. Основы выбора стратегии развития компании.

3.Охарактеризуйте основные типы интеграционных объединений.

4. Роль и значение статистических и динамических эффектов интеграции.

5. Факторы экономического и политического характера, способствующие или препятствующие развитию интеграционных процессов.

Тема 3. Сущность и содержание вертикальной интеграции

3.1 Понятие и сущность вертикальной интеграции

3.2 Государственное регулирования деятельности ВИНК и увязка гос. Интересов с интересами компаний

Цель лекции: раскрыть возможности развития, сущность и содержание вертикальной интеграции. Рассмотреть основные направления государственного регулирования деятельности ВИНК и увязка государственных интересов с интересами компаний

1. Экономика Казахстана переживает период перехода к международным стандартам развития бизнеса, а отечественные компании становятся более интегрированными в мировую экономику. Казахстанские компании активно выходят на фондовые рынки Казахстана и других стран. К Казахстану проявляют интерес зарубежные инвесторы, сформировалось большое количество внутренних инвесторов, которые проявляют интерес к слиянию и поглощению, все больше становится людей, которые хотят инвестировать свои деньги именно в компании нашей страны.

Если компании поддерживают практику эффективного корпоративного управления, это помогает им привлекать больше инвестиций с меньшими для себя затратами, так как инвесторы имеют больше возможностей для понимания и оценки рисков.

Российский экономист А.Я. Эльянов считает, что наиболее адекватно происходящие в мире изменения отражает понятие «мирового интегрирующего развития» (МИР), которое стягивает национальные экономики в единый хозяйственный комплекс.

Если предмет корпоративного управления возникает в контексте переходных и развивающихся стран, то это вовлекает намного более широкий диапазон проблем. В Азии то, что началось как финансовый кризис, сейчас рассматривается как кризис корпоративной прозрачности, вовлекающий отношения между правительством и бизнесом, между держателями долга и акционерного капитала и между юридическими средствами проведения процедуры банкротств и использованием служебного положения в личных целях. В интересах краткости мною использован термин «прозрачность», который представляет полное раскрытие финансовой и ключевой информации о показателях работы компании. Ключевой пункт этого определения заключается в том, что государственный и частный секторы должны работать вместе в целях разработки набора правил, которые обязательны для всех и которые устанавливают методы самоуправления компаний.

Следует помнить слова Главы Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева, выступавшего с актовой лекцией перед студентами и профессорами Казахского национального университета имени Аль-Фараби (КазНУ): "Мы находимся на рубеже создания радикально новой, по-иному построенной, модели мировой экономики, политики и глобальной безопасности". Именно поэтому, руководствуясь теоретическими и практическими данными, считаю, что сильная система корпоративного управления может стать главным преимуществом для общества. Даже в странах, где большинство фирм не работают активно на биржевых рынках, принятие стандартов прозрачности во взаимодействии с инвесторами и кредиторами является главным преимуществом во всем, что помогает предотвратить системные банковские кризисы. Совершение следующего шага и принятие процедур банкротства также помогает обеспечить наличие методов действий в случае неудачи бизнеса, являющихся справедливыми ко всем участникам бизнеса, включая рабочих, а также владельцев и кредиторов. Без адекватных процедур банкротства, особенно систем их проведения, существует мало возможностей предотвращения растаскивания остающихся ценностей неликвидной фирмы работниками компании к их собственной выгоде.

снижение стоимости электроэнергии для потребителей за счет повышения эффективности работы отрасли. Достижение этой цели преследовалось в Великобритании. Механизмами явились создание конкурентных условий для генерирующих предприятий и хозяйствующих субъектов по сбыту;

привлечение частного капитала в короткие сроки. Структурные изменения для достижения данной цели применялись в Венгрии и Тайланде. В данном случае практиковалось внедрение Единого Закупщика электроэнергии и заключение долгосрочных контрактов по представлению независимых энергетических проектов;

повышение собираемости платежей. Как показывает опыт Бразилии, это возможно при полной приватизации сбыта электроэнергии и внедрении конкуренции для предоставления потребителям права выбора поставщика.

Структура энергетических систем зарубежных стран наглядно демонстрирует основные положительные стороны и издержки функционирования рассматриваемых систем. Необходимо отметить, что при обеспечении электричеством электроэнергетика выполняет следующие функции: производство, транспортировка и распределение энергии. Для осуществления этого процесса сформировались четыре основных типа организации экономических отношений в электроэнергетике, действующие в различных странах.

Вертикально-интегрированная модель.

Присуща странам с полной государственной собственностью в энергетическом секторе. В данном случае генерация, транспортировка и распределение электроэнергии осуществляются за счет государственных предприятий. Государством также регулируются тарифы. Одним из преимуществ системы является сохранение структуры и предсказуемость управления. Однако, эта модель не стимулирует компании повышать эффективность деятельности. При невозможности государства инвестировать средства в отрасль неизбежным является повышение тарифов на электроэнергию.

Вертикально-интегрированная модель применялась в Казахстане до рыночных реформ и показала свою несостоятельность в новых экономических условиях.

Модель «Независимых Производителей».

Главным отличием от вышеуказанной модели является участие в системе независимых производителей. Прерогатива государства в транспортировке и распределении электроэнергии. Необходимым условием выступает конкуренция между генерирующими компаниями за получение контракта, гарантированного государством. К положительным факторам в этой модели можно отнести способность привлечь частных инвесторов в отрасль. Но в модели «Независимых Производителей» все же сохраняется нагрузка на государственный бюджет за счет выдаваемых долгосрочных государственных гарантий. Основные элементы модели в настоящее время используются в Казахстане.

Модель «Единого Закупщика».

Наибольшее распространение получила в Италии в период реструктуризации (внедрении дерегулирования и приватизации государственных объектов). Система Единого Закупщика защищает интересы мелких потребителей в краткосрочной перспективе. Так же как и в вышеуказанной модели, генерирующие компании являются частными. Эти компании конкурируют между собой за право получения контракта на поставку Единому Закупщику. В свою очередь, Единый Закупщик через сбытовые компании распределяет электроэнергию потребителям. К преимуществам модели также можно отнести получение доходов от приватизации объектов в ходе изменения структуры отрасли. Но данная модель не позволяет полностью создать конкурентную среду.

Конкурентная модель.

Главным преимуществом этой модели является возможность привлечения частного капитала, наличие стимулов для повышения эффективности и стимулирование саморазвития отрасли. Так как объекты на всех стадиях обеспечения электроэнергией находятся в частной собственности, в силу этого появляется высокая мотивация в повышении эффективности деятельности компаний. В рамках Конкурентной модели потребитель имеет право выбора поставщика.

Цены на электроэнергию регулируются рынком. Здесь наблюдается полное снижение нагрузки на государственный бюджет. Однако внедрение модели несет радикальные изменения структуры электроэнергетической отрасли. Рассмотрев базовые системы организации электроэнергетического рынка в мире, определим возможность их применения в электроэнергетической отрасли Казахстана.

Отметим, что за последние пять лет электроэнергетическая система Казахстана была реформирована. Генерирующие станции были приватизированы. С целью формирования внутреннего рынка электроэнергии и ее удешевления была сформирована национальная электрическая сеть, техническим оператором, которой является ОАО KEGOC.

Для распределения и продажи электроэнергии созданы региональные электросетевые компании. Таким образом, единая вертикально-интегрированная национальная сеть была реформирована и приведена в соответствие с требованиями времени. Применимость же различных моделей в Казахстане можно отразить следующим образом:

Применение вертикально-интегрированной или же монопольно-государственной модели практически невозможно. Эти условия повлекут пересмотр результатов приватизации, что подорвет доверие инвесторов к электроэнергетике республики. Жесткая политика государственного регулирования потребует мобилизации средств государственного бюджета, что в настоящее время проблематично.

Как уже было отмечено, основные элементы модели «Независимых Производителей» в данный момент применяются в Казахстане. Эта модель представляет собой промежуточное звено между значительным государственным участием на рынке электроэнергетики и внедрением либеральных механизмов.

В современной структуре мирового нефтяного бизнеса, которая сформировалась еще в 30-е годы нашего столетия, доминируют вертикально-интегрированные нефтяные компании. Они являются наиболее известными и эффективно действующими нефтяными компаниями мира. Свой выбор в пользу ВИНК сделал и Казахстан. Под вертикальной интеграцией понимают объединение на финансово- экономической основе различных технологически взаимосвязанных производств. В нефтяном деле сюда входят предприятия, относящиеся к последовательным стадиям технологического процесса: разведка и добыча нефти — транспортировка — переработка — нефтехимия—сбыт нефтепродуктов и нефтехимикатов. Указом Президента № 1403 от 17 ноября 1992 года устанавливалось три типа
организации в данной отрасли:

1. Предприятия, вовлеченные в производство, переработку и распределение;

2. Интегрированные компании (КазМунай Газ);

3. Транспортные компании — одна для сырой нефти ("КазТрансгаз") и одна для нефтепродуктов, таким образом ликвидировалась прежняя жесткая структура нефтяного экспорта.

Три крупнейшие интегрированные компании, образованные в соответствии с Указом, представляли собой вертикальную структуру региональных производственных объединений с единым руководящим центром, при этом сами объединения -дочерние компании являлись самостоятельными юридическими лицами и вели собственный учет движения своих средств. Как самостоятельные в юридическом отношении предприятия данные организации выпустили в обращение собственные акции.

Контрольные вопросы:

1.Опишите основы формирования вертикальной интеграции в национальных компаниях.

2. Вертикальная интеграция как стратегии развития компании

3. Типы интеграционных объединений.

4. Сущность эффекта интеграционных процессов.

5. Экономические и политические аспекты, способствующие развитию интеграционных процессов

6. Назовите основы государственного регулирования деятельности ВИНК

7. Охарактеризуйте основные направления увязки государственных интересов с интересами компаний

8. Понятие вертикальной интеграции понимают

9. Каков порядок ВИНК в нефтяном деле?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 + 3 =