Тема 8. Особенности развития экологического менеджмента в РФ.

Вопрос 1. Основные государственные требования к экологическим аспектам деятельности предприятий в Российской Федерации.
Вопрос 2. Некоторые проблемы внедрения экологического менеджмента в условиях России.

ГЛАВНАЯ
Конспект лекций по экологическому менеджменту

Вопрос 1. Основные государственные требования к экологическим аспектам деятельности предприятий в Российской Федерации.

В течение последнего десятилетия в России произошли значительные изменения в государственно-политическом и экономическом развитии. Приняты законодательные и нормативные акты, закрепляющие системы понятий и институтов, рассчитанных на рыночные отношения, на признание различных форм собственности, развитие предпринимательской деятельности, что вызывает определенную заинтересованность иностранных финансовых и инвестиционных структур в участии в реализации проектов, в том числе природоохранных, в России.

Расширяющееся международное сотрудничество России с зарубежными странами, обязательства по гармонизации законодательства и стандартов, устранению технических барьеров в торговле, связанные со вступлением во Всемирную торговую организацию, требуют применения общепринятых эффективных методов управления и процедур, в частности экологического менеджмента и эко- логического аудита. Все это усиливает заинтересованность предприятий во внедрении систем экологического менеджмента и аудита.

Деятельность в области производственного экологического управления определяется государством через органы государственного экологического контроля и управления. Па практике государственное регулирование здесь осуществляется через систему природоохранительных требований, за- крепленных в законодательных и нормативных документах федерального, регионального и местного уровней.

Непосредственно деятельность в области производственного экологическою управления peгулируется ГОСТом 24525.4-80 "Управление охраной окружающей среды. Управление производственным объединением и промышленным предприятием. Основные положения" и является обязательной.

Деятельность экономических субъектов в области экологического менеджмента обязательной не является. Подобную деятельность невозможно ввести в рамки еще одного формально обязательного вида деятельности промышленных предприятий. Государство может только инициировать и стимулировать развитие экологического менеджмента, используя разнообразные косвенные меры и действия, например, через системы лицензирования, сертификации, налогообложения, страхования, эко- логической экспертизы и т.п.

Закон "Об охране окружающей природной среды" (2002 г.) является основным документом, определяющим и регулирующим природоохранительную деятельность в Российской Федерации. Согласно данному закону, контроль и области охраны окружающей среды (экологический контроль) понимается как система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 64 Федерального закона экологический контроль ставит своей задачей обеспечение органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ. органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечение экологической безопасности.

В Российской Федерации осуществляется государственный, производственный, муниципальный и общественный контроль в области охраны окружающей среды. Производственный экологический контроль осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством.

Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны предоставить сведения об организации производственного экологическою контроля в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие соответственно государственный и муниципальный контроль в порядке, установленном законодательством.

Следует подчеркнуть то, что в соответствии с Законом устанавливается обязательное осуществление производственного экологического контроля, в положение о котором предприятие может включить любые требования, не противоречащие действующему природоохранному законодательству. Практически речь здесь идет о самоконтроле предприятия за своей деятельностью в области охраны окружающей среды.

Загрузка...

В рамках экологического контроля осуществляется государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Он имеет целью государственное регулирование природоохранной деятельности, а также текущее и перспективное планирование мероприятий по снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, и данные об их воздействии на окружающую среду подлежат государственному статистическому учету.

К другим основным действующим на сегодня нормативным актам, регулирующим различные аспекты экологической деятельности предприятий, относятся: Водный кодекс РФ; Земельный кодеке РФ; Лесной кодекс РФ; ФЗ "Об экологических экспертизах". Воздушный кодекс РФ; Закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности"; "Предельное количество токсичных промышленных отходов. допускаемое для складирования в накопителях (на полигонах) твердых бытовых отходов" (нормативный документ); "Правила приема производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов"; "Руководство по контролю источников загрязнения атмосферы"; "Правила охраны поверхностных вод от загрязнения"; ГОСТ 24525.4-80 "Управление охраной окружающей среды.

Управление производственным объединением и промышленным предприятием. Основные положения"; "Временные правила охраны окружающей среды от отходов производства и потребления"; ГОСТ Р ИСО 14010-98 "Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы"; ГОСТ Р 14011-98 "Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем управления окружающей средой"; ГОСТ Р ИСО 14012-98 "Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии" и др.

В России основным нормативным документом в области производственного экологического управления является ГОСТ 24525-80 "Управление производственным объединением и промышленным предприятием. Управление охраной окружающей среды. Основные положения".

Данный ГОСТ имеет следующую структуру:

  1. Объекты управления.
  2. Цель управления.
  3. Основные требования, предъявляемые к управлению.
  4. Специальные функции управления.
  5. Эффективность управления охраной окружающей среды.
  6. Взаимодействие с другими комплексными подсистемами.
  7. Приложение. Примерный перечень задач по специальным функциям управления.

Приведем некоторые положения данного ГОСТа.
Данный стандарт распространяется на деятельность органов управления производственным объединением и промышленным предприятием и их структурных подразделений, кроме оборонных отраслей промышленности. Стандарт не распространяется на деятельность органов управления по охране производственной среды, регламентируемой другой нормативно-технической документацией.

Целью управления охраной окружающей среды, обозначенной в ГОСТе, является обеспечение выполнения норм и требований в отношении воздействия производства и выпускаемой продукции на окружающую среду, рационального использования, восстановления, воспроизводства природных ресурсов.
Собственные стандарты предприятия по управлению охраной окружающей среды могут быть опережающими, ступенчатыми, направленными на постепенное ужесточение норм и правил по охране окружающей среды.

Общее руководство деятельностью по охране окружающей среды должно осуществляться руководителем предприятия (объединения). Координация деятельности всех подразделений и методическое управление охраной окружающей среды должно осуществляться структурным подразделением по охране окружающей среды или другим подразделением, определенным руководителем.

Эффективность управления охраной окружающей среды должна оцениваться но экономическим, гигиеническим, экологическим и социальным показателям, по отраслевым методикам, утвержденным в установленном порядке. Управление охраной окружающей среды взаимодействует с подсистемой управления качеством продукции, подсистемой управления развитием производства и др.

Очевидно, следует ожидать дальнейшею развития процесса поэтапного введения национальных стандартов, близких к разработанным Международной Организацией Стандартизации (the International Organisation for Standardisation).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

50 + = 59