Тема: Строение и разнообразие ракообразных

Цель: расширить и систематизировать знания о ракообразных.

Материалы и оборудование: микропрепараты дафнии и циклопа, влажные препараты и коллекции расчлененного речного рака, таблицы и диафильм по теме «Ракообразные», микроскопы.

Самостоятельная работа

Задание 1. Строение низших ракообразных.

Рассмотрите постоянные микропрепараты, иллюстрированные таблицы с дафнией (листоногие раки) и циклопом (веслоногие раки), обратите внимание на то, с помощью чего эти животные ориентируются и передвигаются в водной среде. Зарисуйте самку циклопа. Найдите и подпишите головогрудь, грудные сегменты (отметьте, что на грудных сегментах имеются конечности), брюшко, простой (науплиусов) глаз, яйцевые мешки, вилочку (фурку), усики (антеннулы и антенны).

Задание 2. Строение и разнообразие высших ракообразных.

Зарисуйте внешнее строение речного рака (десятиногие раки). Найдите и подпишите сложные (фасеточные) глаза, головогрудной щит (карапакс), рострум (клиновидный отросток карапакса), усики (антеннулы и антенны), затылочную и жаберно-сердечную борозды на карапаксе, брюшко, плавник (плавательные пластинки и тельсон), ходильные конечности (2 клешни плюс 4 пары).

Сравните самку и самца речного рака, установите основную черту отличия.

Рассмотрите влажные препараты и иллюстрированные таблицы внутреннего строения речного рака, топографию внутренних органов, запишите в альбоме системы внутренних органов, имеющиеся у речного рака и найдите их на иллюстрированной таблице.

Приведите примеры пресноводных, морских и наземных высших ракообразных (можно использовать литературу, таблицы, диафильм).

Задание 3. Ракообразные Красной книги РБ.

Пользуясь Красной книгой РБ, рассмотрите ракообразных, запишите их видовое название, категорию охраны, в бассейнах каких рек они встречаются, укажите причины исчезновения.

Домашнее задание:

Заполните таблицу:

«Сравнительная характеристика некоторых представителей ракообразных»

Вопросы для сравнения Дафния
(низшие листоногие раки)
Омар
(высшие десятиногие раки)
Движение
Отделы тела
Ходильные конечности
Пищеварительная система
Кровеносная система
Нервная система
Половая система
Органы дыхания
Органы выделения
Органы чувств
Среда обитания
Значение в природе
Значение для человека

Литература

1. Блинников В.И. Зоология с основами экологии. – М.: Просвещение, 1990. – С.10-21.

2. Красная книга Республики Беларусь: Животные – Минск: БелЭН, 2006.

3. Лабораторные занятия по зоологии с основами экологии животных / Е.Н. Степанян, В.М. Душенков, В.В. Титова, Е.М. Алексахина. – М.: Просвещение, 1986. – С.33-40.

4. Фролова Е.Н., Щербина Т.В., Михина Т.Н. Практикум по зоологии беспозвоночных. – М.: Просвещение, 1985. – С.16-47 (выборочно).

Лабораторное занятие № 6

по «Естествознанию» (раздел Зоология) для студентов I курса дневной формы обучения

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 + 4 =