Тестирование как метод педагогического контроля

Методы контроля знаний и умений

Методы контроля – это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности обучающихся.

В педагогической практике используются методы устного, письменного, машинного контроля и самоконтроля.

Устный контрольосуществляется путем устного опроса учащихся. Он позволяет выявить знания, проследить логику изложения учебного материала, умение использовать знания для объяснения изученных явлений и объектов.

Письменный контроль предполагает выполнение письменных заданий (контрольных работ, сочинений, отчетов и т.д.). Этот метод позволяет проверять знания всех обучаемых одновременно, но требует больших временных затрат для проверки выполненных работ.

Практический контроль применяется для выявления сформированности умений и навыков учащихся. Сюда относятся выполнение практических заданий, решение задач, графические и расчетные работы.

С развитием информационных технологий внедряется машинный контроль знаний и умений с помощью тестов и компьютера. Этот метод позволяет автоматизировать процесс контроля, экономить время преподавателя и учащихся с помощью компьютера.При этом устанавливаются единые требования к измерению и оценке знаний. Результаты контроля легко поддаются статистической обработке. Устраняется субъективизм учителя при оценке знаний.

К контролю в процессе обучения предъявляются определенные педагогические требования:

• индивидуальный характер контроля; нельзя допускать подмены результатов учения отдельных учащихся итогам работы коллектива и наоборот;

• систематичность результатов проведения контроля на всех этапах процесса обучения;

• разнообразие форм и методов контроля;

• всесторонность контроля с целью проверки теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся;

• объективность контроля (исключать субъективные и ошибочные выводы);

• дифференцированный подход с учетом индивидуально-психологических особенностей обучаемых;

• единство требований со стороны преподавателей.

В последнее время все большее распространение получает тестовыйконтроль. Основным инструментом такого контроля являются тесты достижений.

Тесты – это достаточно краткие или нестандартизированные пробы, испытания, позволяющие за сравнительно короткие промежутки времени оценить преподавателями и учащимися результативность познавательной деятельности учащихся, т.е. оценить степень и качество достижения каждым учащимся целей обучения (целей изучения).

Тесты достижений предназначены для того, чтобы оценить успешность овладения конкретными знаниями и даже отдельными разделами учебных дисциплин, и являются более объективными показателями обученности, чем оценка.

Тесты включают вопросы или задачи и варианты ответов (один из которых верный, а другие – ложные). В большинстве тестов на проверку знаний дается 3-5 различных ответов на одно задание. После выполнения тестов на экране появляется результат – оценка, комментарии, по дальнейшей работе и т.д.

В.П.Беспалько7 предложил методику оценки обученности учащихся по четырем уровням усвоения:

Первый уровень – уровень представления (знакомство). На этом уровне учащийся способен узнавать (опознать, различить, соотнести) изученные объекты и процессы, если они представлены ему или даны их изображения,характеристика.

Второй уровень – уровень воспроизведения. Учащийся может воспроизвести (повторить) информацию, операции, действия, решить типовые задачи, рассмотренные при обучении.

Третий уровень –уровень знаний, умений и навыков, На этом уровне усвоения учащийся умеет выполнять действия, общая методика и последовательность которых изучены на занятиях, но содержание и условия новые. Например, сюда относятся такие действия учащихся, как самостоятельное решение нестандартных задач, внесение изменений в изучаемые объекты, процессы, участие в деловых играх и т.д.

Четвертый уровень – уровень творчества.

Как известно, творчеством считают проявление продуктивной активности человеческого сознания. Мерилом творчества является создание нового. Например, в учебном процессе к творческой деятельности учащихся относятся: самостоятельное добывание новых знаний путем наблюдения, эксперимента, анализа, сравнения, интуиции; самостоятельное выполнение курсовой или дипломной работы; написание или рецензирование статей; разработка новой программы для компьютера и т.д.

Для контроля каждого уровня усвоения разрабатываются соответствующие тесты.

Тесты первого уровня –тесты на узнавание содержат одновременно, а от учащегося требуется узнать их соответствие.

Тесты второго уровня усвоенияпредназначены для проверки умения учащегося воспроизводить усвоенную информацию по памяти без внешней подсказки и решать на этой основе типовые задачи.

Загрузка...

Различают три разновидности второго уровня: тесты-подстановки, конструктивные тесты и типовые задачи.

Тесты-подстановки требуют от учащегося дополнить высказанное представленное в любой форме: речевой, символической, графической, материальной и пр.

Конструктивные тесты требуют воспроизведения информации по памяти, без подсказок, например, ответить на поставленный вопрос, выполнить схему.

Тесты – типовые задачитребуют от учащегося воспроизведения известного правила, действия и применения его до получения искомого результата.

Тесты третьего уровня –это нетиповые задачи, которые требуют от учащегося эвристической деятельности, например, решение проблемной задачи.

Тесты четвертого уровняпредполагают творческую деятельность (исследование, конструирование, эксперимент и т.д.).

По количеству правильно выполненных заданий определяется коэффициент усвоения: Ку = n/m, где m – общее число существующих операций, n – число правильно выполненных существенных операций. Для перевода коэффициента усвоения в балльную систему можно использовать следующую схему: Ку < 6 – неудовлетворительно (2), 6 ≤ Ку ≤ 7,5 – (3), 7,5 ≤ Ку ≤ 9 – (4),

9 < Ку ≤ 10 – (5).

Приведем примеры контрольных тестов.

  1. Тест первого уровня:

1.1. Тест опознания

Относятся ли какие-либо функции к рядам

Варианты ответа: 1) да; 2) нет; 3) не знаю.

1.2. Тест различения

а) Как называется точка пересечения осей координат?

Варианты ответа:

1) началом координат;

2) центральной осью;

3) центром координат.

Чему равно число плоскостей куба?

Варианты ответа:

1) четырем;

2) восьми;

3) шести

Тест классификации

Приведите в соответствие законы их описаниям:

a + b = b + a противоположный

a + 0 = a переместительный

a + (– a) = 0 закон поглощения

2.Тест второго уровня:

2.1. Тест подстановки

а) Сумма двух векторов не зависит от порядка _____________.

б) Точка пересечения параболы с осью называется _____________.

2.2. Конструктивные тесты

а) Какие ряды называются сходящимися?

б) Перечислите виды сходимости

2.3. Типовые задачи

а) Вычислить модуль вектора а = (6,3; – 2)

б) Найти расстояние между точками а(3; 2; – 4) и b(8; – 9; 0).

3. Тест третьего уровня – постановка проблем:«Каким образом можно получить уравнение плоскости, проходящей через одну и три данных точки, если пространство многомерное?»

Тест четвертого уровня, требующий от учащегося исследовательских решений: Исследовать ряды Тейлора на сходимость.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

30 − 28 =