Виды полномочий органов местного самоуправления.

Дополнительно к местному самоуправлению.

Органы местного самоуправления выполняют собственные а также делегированные полномочия. По закону некоторые полномочия органами местного самоуправления передаются органами исполнительной власти, а некоторые – соответствующими городскими государственными администрациями по решению районных, областных советов.

Областные и районные советы утверждают программы социально-экономического и культурного развития соответствующих областей и районов и контролируют их выполнение; утверждают районные и областные бюджеты (для реализации общих проектов), контролируют их выполнение; решают другие вопросы, отнесенные законом к их компетенции.

Как уже было сказано, органам местного самоуправления могут предоставляться законом отдельные полномочия органов исполнительной власти. В этом случае государство финансирует реализацию этих полномочий в полном объеме за счет средств Государственного бюджета Украины.

В свою очередь местные советы (областные и районные) могут делегировать часть своих полномочий соответственно областным и районным государственным администрациям и контролировать реализацию этих полномочий. Областные и районные советы заслушивают отчеты глав городских государственных администраций, их заместителей, руководителей управлений, отделов и других структурных подразделений местных государственных администраций об обеспечении бюджета, выполнении программ экономического и социально-культурного развития соответствующей территории, местных экологических программ, а также по другим вопросам, которые связаны с реализацией местной государственной администрацией полномочий, делегированных ей советом.

Органы местного самоуправления в пределах полномочий, определенных законом, принимают решения, являющиеся обязательными к исполнению на соответствующей территории.

В вопросах реализации делегированных им полномочий органы местного самоуправления подконтрольны соответствующим органам исполнительной власти. Реализация нормативных актов органов местного самоуправления, принятых с нарушением Конституции и законодательства Украины, может быть приостановлена до решения вопроса об их законности в судебном порядке. Ущерб, причиненный в результате неправомерных решений, действий или бездеятельности органов местного самоуправления, возмещается ими в полном объеме за счет собственных средств.

Местные советы подконтрольны также Верховной Раде Украины, территориальным общинам, суду. Так, в соответствии с Законом Украины «О местном самоуправлении в Украине» полномочия местного совета могут быть досрочно прекращены по решению местного референдума в случае, если совет принял решение с нарушением Конституции и других законов Украины, прав и свобод граждан, и при этом игнорируются требования компетентных органов о приведении принятых решений в соответствие с требованиями законодательства, а также если сессии совета не проводятся без уважительных причин в установленные законом сроки, или совет не решает вопросы, отнесенные к его ведению.

Вопрос о досрочном прекращении полномочий сельского, поселкового, городского, районного совета по решению местного референдума может быть поднят сельским, поселковым, городским головой, а также не менее чем одной десятой частью граждан, которые проживают на соответствующей территории и имеют право голоса.

При наличии решения суда о признании актов совета незаконными или аналогичных выводов соответствующего комитета Верховной Рады Украины последняя может назначить внеочередные выборы сельского, поселкового, городского, районного в городе, районного, областного совета.

Исполнительный комитет совета предварительно рассматривает проекты местных программ социального, экономического и культурного развития, целевых программ по иным вопросам, местного бюджета, а также проекты решений, которые выносятся на рассмотрение соответствующего совета; координирует деятельность отделов, управлений и других исполнительных органов совета, предприятий, учреждений и организаций, которые отнесены к коммунальной собственности соответствующей территориальной общины, заслушивает отчеты о работе их руководителей; имеет право изменять или отменять акты подчиненных ему отделов, управлений, других исполнительных органов совета, а также их должностных лиц. Исполнительный комитет осуществляет также отдельные полномочия, делегированные ему государством.

Перечисленные полномочия относятся к общим полномочиям исполнительного комитета. Кроме них он обладает широким кругом специальных полномочий: в области планирования и учета, бюджета и финансов, управления коммунальной собственностью, развития местного хозяйства, охраны окружающей природной среды, строительства, жилищного хозяйства, транспорта, связи, социального обслуживания и др. Так, исполнительный комитет разрабатывает и представляет на утверждение совету бюджет и отчет о его исполнении; обеспечивает реализацию утвержденных советом планов приватизации объектов коммунальной собственности; приостанавливает или ограничивает хозяйственную деятельность предприятий (объединений), организаций и учреждений различных форм собственности в случае нарушения ими законодательства об охране природной среды; организовывает местные рынки, оказывает содействие развитию всех форм торговли; управляет предприятиями и организациями транспорта и связи, которые отнесены к коммунальной собственности; регистрирует право собственности, право пользования землей, предприятия, организации и учреждения, общественные формирования; обращается в суд о признании незаконными актов органов исполнительной власти, других органов местного самоуправления и пр.

Загрузка...

Значительными полномочиями действующее законодательство наделяет глав сел, поселков и городов. Сельский, поселковый, городской голова обеспечивает осуществление предоставленных законом полномочий органов исполнительной власти на соответствующей территории, соблюдение Конституции и законов Украины, выполнение актов органов исполнительной власти; организовывает работу соответствующего совета и его исполнительного комитета; назначает на должность и освобождает от должности руководителей отделов, управлений и других структурных подразделений совета, предприятий, учреждений и организаций, которые отнесены к коммунальной собственности и соответствующим территориальным общинам; созывает общие собрания граждан по месту проживания; представляет территориальную общину, совет и ее исполнительный комитет в отношениях с другими государственными и негосударственными органами; обращается в суд о признании незаконными актов других органов местного самоуправления, местных органов государственной исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций, которые ограничивают права и интересы территориальной общины, а также полномочия совета и его органов; в соответствии с требованиями законодательства заключает от имени территориальной общины, совета и его исполнительного комитета договоры, а по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции совета, подает их на утверждение соответствующего совета; ведет личный прием граждан и др.

Совет в пределах своих полномочий принимает нормативные и иные акты в форме решений. Акты такой формы принимают и исполнительные комитеты совета. Решения совета после обсуждения принимаются на его пленарном заседании большинством голосов депутатов от общего состава совета (кроме некоторых случаев, предусмотренных действующим законодательством). Решения совета нормативно-правового характера приобретают силу со дня их официального обнародования, если советом не установлен более поздний срок введения этих решений в действие.

Решения исполнительного комитета принимаются на его заседании большинством голосов от общего состава исполнительного комитета и подписываются сельским, поселковым, городским головой, председателем районного в городе совета.

Сельский, поселковый, городской голова, председатель районного в городе, районного, областного совета в пределах своих полномочий издает распоряжения.

Акты органов и должностных лиц местного самоуправления доводятся до сведения населения.

Предприятия и учреждения их административно-правовой статус (дополнение к лекции 5)

Понятие, виды и правовые основания деятельности предприятий и учреждений.

Предприятия и учреждения — это организации, которые исполняют экономические, социально-культурные, административно-политические и другие функции с целью удовлетворения материальных, духовных и других потребностей граждан, общества и государства. Они отличаются одно от другого содержанием, результатом и целью их основной деятельности.

Предприятие — самостоятельный хозяйственный статусный субъект, который имеет права юридического лица, осуществляет производственную, научно-исследовательскую и коммерческую деятельность с целью получения соответствующей прибыли (дохода).

Предприятие имеет самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в учреждениях банков, печать, а промышленные предприятия — и товарный знак.

Учреждения исполняют социально-культурные или административно-политические функции. Их цель — создание социальных ценностей, главным образом непроизводственного характера (учреждения культуры, образования, охраны здоровья и др.).

За последние годы резко возросли и увеличатся в дальнейшем количество и виды предприятий и учреждений. Появились арендные, коллективные, акционерные, частные (индивидуальные), казенные предприятия. Иногда предприятия выполняют отдельные функции, характерные для учреждений, а учреждения — функции предприятия (например, в учебном учреждении могут функционировать экспериментальный завод или производственные подразделения).

Предприятия и учреждения можно разделить на виды по различным основаниям:

в зависимости от форм собственности — на индивидуальные (основанные на личной собственности физического лица и исключительно на его труде), семейные (основанные на личной собственности и на труде граждан — членов одной семьи, проживающих совместно), частные (основанные на собственности отдельного гражданина), коллективные (основанные на собственности трудового коллектива предприятия, кооператива, иного уставного общества, гражданской или религиозной организации), государственные коммунальные (основанные на собственности административно- территориальных единиц), государственные, в том числе казенные (основанные на государственной собственности), совместные (основанные на базе объединения имущества разных собственников, в том числе иностранных собственников);

в зависимости от принципа внутренней правовой организации — на акционерные общества (открытого и закрытого типа), общества с ограниченной ответственностью, полные общества, коммандитные общества.

Могут действовать и другие виды предприятий, в том числе арендные, создание которых не противоречит законодательству Украины.

Предприятия могут объединяться в ассоциации, корпорации, консорциумы, концерны и другие объединения по отраслевым, территориальным и другим принципам.

В зависимости от отраслевой производственно-технологической специализации различают следующие формы предприятий:

промышленные — заводы, фабрики, комбинаты, шахты, месторождения и др.;

сельскохозяйственные — коллективные сельскохозяйственные предприятия (КСП), фермерские хозяйства, частные, частно-арендные предприятия;

транспортные — железнодорожного транспорта (управление, отделы

железных дорог, станции, депо); водного транспорта (мореходства, порты);

гражданской авиации (объединения, аэродромы, аэропорты, авиалинии);

автопредприятия (автокомбинаты);

территориальные управления трубопроводного транспорта;

строительные – строительные управления, комбинаты;

связи – почтамты, телеграфы, телефонные станции;

торговли – универмаги, гастрономы, торговые дома, специализированные и фирменные магазины;

жилищно-коммунальные – жилищно-эксплутационные управления, энергосети, теплосети и др.

Учреждения, которые специализируются на осуществлении определенного вида деятельности, могут быть государственными, негосударственными, индивидуальными, принадлежать местным органам. Правовые нормы, закрепляющие их виды, содержатся в разнообразных правовых актах, которые регулируют отношения в отдельных отраслях и сферах социально-культурной и административно-политической деятельности, культуры, образования, охраны здоровья, иностранных дел, спорта (например, Закон Украины от 24 декабря 1993 г. «О Национальном архивном фонде и архивных учреждениях») и др. Управление предприятиями и учреждениями осуществляется в соответствии с принципами, на которых они были основаны. Различают предприятия и организации, управляемые непосредственно собственником, и предприятия и организации, которые управляются уполномоченными собственником органами. Управление может осуществляться по принципу коллегиальности или единоначалия. Собственник нанимает (назначает) руководителя предприятия или учреждения путем заключения контракта (договора), в котором определяются права, сроки найма, обязанности и ответственность руководителя предприятия перед собственником и трудовым коллективом, условия его материального обеспечения и увольнения с должности (с учетом гарантий, предусмотренных контрактом и законодательством Украины). Руководитель предприятия или учреждения является уполномоченным собственника. Он наделен соответствующими полномочиями и несет перед собственником ответственность за выполнение порученных ему функций.

Руководитель предприятия самостоятельно решает вопросы деятельности предприятия, а в случаях, предусмотренных законодательством, принимает решения с участием трудового коллектива и профсоюзных комитетов.

Правовое положение предприятий и учреждений, их администрации.

Среди субъектов административного права предприятия и учреждения занимают особое место, поскольку через их деятельность государство и общество решают свои внешние и внутренние задачи. Без нормального функционирования предприятий и учреждений (независимо от форм собственности, на которых они основаны) невозможно обеспечить суверенитет и экономическую независимость государства, работу его органов (законодательных, исполнительных, судебных, местного самоуправления и др.), права и свободы граждан, решение других вопросов в какой-либо сфере общественной или государственной деятельности. Вместе с тем предприятия и учреждения действуют не отдельно от государства и общества. Они постоянно в тех или иных формах вступают во взаимоотношения с государственными и общественными институтами.

Государство в лице его органов проводит политику невмешательства в хозяйственно-оперативную (управленческую) деятельность предприятий и учреждений, в том числе государственных, но вместе с тем не может полностью отказаться от такого вмешательства. Это связано с тем, что предприятия и учреждения действуют на соответствующей территории (в соответствующих регионах), городах, поселках, селах. Они используют земельные, водные, природные, энергетические, человеческие ресурсы, своей деятельностью влияют на экологическое положение, что в конечном результате отражается на жизни, здоровье и деятельности человека. Используя соответствующие ресурсы, предприятия и учреждения должны функционировать в пределах, установленных государством. Основное направление государственной деятельности, где предприятия и учреждения непосредственно связаны с государством и его институтами, — исполнительная власть (от местного уровня к центральным органам исполнительной власти) и местное самоуправление. Во взаимоотношениях с этими субъектами государства и общества предприятия и учреждения решают практически все вопросы — от создания, осуществления своей деятельности и до ее прекращения. Кроме того, предприятия и учреждения вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления по поводу: оперативного и бухгалтерского учета результатов своей деятельности; статистической отчетности; налогов; безопасности производства и труда; противопожарной и экологической безопасности; санитарно-гигиенических норм и требований по защите здоровья работников предприятия, населения, потребителей продукции; охраны окружающей среды от загрязнения и других вредных влияний; возмещения убытков, нанесенных нерациональным использованием земли и других природных ресурсов и загрязнением окружающей среды; уплаты в соответствующих случаях штрафов; создания специальных рабочих мест для лиц с ограниченной дееспособностью и организации их профессиональной подготовки; проведения непрофильных работ в случае стихийного бедствия; обстоятельств, связанных с чрезвычайными ситуациями, и др.

На добровольной договорной основе предприятия принимают участие в работе по комплексному экономическому и социальному развитию территории, проводимой государственными органами или органами местного самоуправления.

Действующее законодательство определяет основания взаимодействия предприятий и учреждений с государством (органами исполнительной власти), а именно: устанавливает порядок получения разрешений (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности; ведение оперативного и бухгалтерского учета результатов работы; ведение статистики. Независимо от форм собственности, организационно-правовых форм предприятия и учреждения обязаны своевременно осуществлять природоохранные мероприятия, направленные на уменьшение и компенсацию негативного влияния их деятельности на природную среду, здоровье и собственность людей. В соответствии с законодательством Украины они несут ответственность за соблюдение требований и норм относительно охраны, рационального использования и восстановления до уровня установленных нормативов земель, вод, недр, лесов, других природных ресурсов, а также за соблюдение установленных нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение в ней отходов. Согласно действующему законодательству деятельность предприятий, нарушающих эти нормы и требования, может быть приостановлена частично, временно или прекращена полностью. Предприятия и учреждения обязаны соблюдать законодательство о труде, правилах безопасности на производстве, санитарно-гигиенические нормы по охране здоровья работников, населения и потребителей продукции.

Убытки, причиненные предприятию в результате выполнения указаний государственных либо иных органов или их должностных лиц, нарушивших права предприятия, а также вследствие ненадлежащего осуществления такими органами или их должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к предприятию, подлежат возмещению за их счет. Вместе с тем уполномоченные государственные органы, осуществляющие контроль за соблюдением предприятиями и учреждениями соответствующего законодательства в этой части, могут вмешиваться в их деятельность и использовать относительно нарушителей меры принудительного характера, предусмотренные законом.

В нормах права, определяющих административно-правовой статус предприятий и учреждений, принципиальным моментом является форма собственности, поскольку вместе с положением законодательства о том, что независимо от вида собственности и организационно-правовых форм предприятиям гарантируются равные условия деятельности, их административно-правовой статус имеет свои особенности. Так, деятельность по изготовлению и реализации наркотиков, оружия и взрывчатых веществ, а также ценных бумаг и денежных знаков могут осуществлять только государственные предприятия, а проведение ломбардных операций — также полные общества. К ведению государственных органов относятся создание, ликвидация и реорганизация государственных предприятий, утверждение их устава, управление ими, назначение на должность и увольнение с должности их руководителей, заключение и расторжение с ними контрактов.

Свои особенности имеют создание, ликвидация, реорганизация, управление и деятельность казенных предприятий[9]. Государственное предприятие решением Кабинета Министров Украины может быть преобразовано в казенное предприятие, которое в соответствии с законодательством Украины не подлежит приватизации. Решение об этом принимается при наличии следующих оснований: предприятие осуществляет производственную или другую деятельность, которая в соответствии с законодательством может осуществляться только государственными предприятиями; главным потребителем продукции предприятия (более чем на 50%) выступает государство; предприятие является субъектом природных монополий. Казенное предприятие может распоряжаться закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом, которое находится в государственной собственности и принадлежит к основным фондам предприятия, лишь с разрешения органа, уполномоченного управлять соответствующим государственным имуществом.

Влияние государства на негосударственные предприятия и учреждения более ограничено. Роль государства относительно их проявляется в определении правовых оснований деятельности и контроле за их соблюдением. Это влияние не носит характера государственного управления. Конкретные вопросы создания, организации управления, определения видов деятельности этих предприятий и учреждений решаются основателями или уполномоченными ими органами. От формы собственности зависит и статус трудовых коллективов. Трудовые коллективы государственных предприятий имеют более широкие полномочия, связанные с утверждением устава, внесением в него изменений и дополнений, определением условий найма руководителя, выделением из состава предприятия, вступлением и выходом из объединения предприятий, арендой, выкупом имущества.

Государственное влияние на выбор направлений и объема использования прибыли (дохода) может осуществляться лишь через налоги, налоговые льготы, а также экономические санкции в соответствии с действующим законодательством. (Порядок использования чистой прибыли казенного предприятия определяет орган, который уполномочен управлять этим предприятием, путем установления обязательных нормативов такой прибыли.) Государство гарантирует соблюдение прав и законных интересов предприятия. Вмешательство в хозяйственную и другую деятельность предприятия со стороны государственных, хозяйственных и кооперативных органов, политических партий и движений не допускается, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

Органом управления предприятием, учреждением является администрация. Независимо от вида, формы собственности и хозяйствования руководитель, его заместители, руководители аппарата управления и структурных подразделений, совет, управление, дирекция (в коммандитном обществе — участники с полной ответственностью) осуществляют функции оперативного управления предприятием, учреждением. Администрация действует в пределах полномочий предприятия, учреждения, реализует их в решении внутренних вопросов данного объекта и во внешних связях. Имея все необходимые распорядительные полномочия юридически властного характера, она обеспечивает интересы собственника и государства, возглавляет администрацию единоличный руководитель (директор, начальник, ректор и т.д.).

Руководитель предприятия, учреждения имеет определенные полномочия по представительству, распоряжению имуществом, средствами, комплектованию и расстановке кадров, организации работы. Руководитель устанавливает содержание и объем сведений, составляющих коммерческую тайну, порядок их защиты. Действуя от имени предприятия, он защищает его интересы, заключает хозяйственные и трудовые договоры, распоряжается имуществом, открывает в банках расчетные и другие счета, отдает поручения, утверждает штаты, издает приказы, обязательные для всех работников. Заместители руководителя предприятия, руководители и специалисты подразделений аппарата управления и структурных подразделений (цехов, отделов, участков, ферм и др.) назначаются на должность и увольняются с должности руководителем предприятия. Органом управления казенным предприятием являются министерства и другие центральные органы исполнительной власти. Они назначают на должность и увольняют с должности руководителя казенного предприятия по согласованию с Кабинетом Министров Украины.

Порядок образования и прекращения деятельности предприятий и учреждений.

Предприятия и учреждения образуются по решению собственника (собственников) или уполномоченных им органов. В случаях, предусмотренных законодательством, они могут образовываться по решению трудового коллектива, например, о выделении из состава предприятия одного или нескольких структурных подразделений для создания нового предприятия, о вступлении в объединения, об аренде. Согласно антимонопольному законодательству предприятие может быть образовано вследствие принудительного разделения предприятия-монополиста.

Учредительные документы (устав, решение об образовании или договор учредителей) должны содержать сведения о виде, предмете и целях деятельности предприятия, составе учредителей и участников, названии и местонахождении, размере и порядке образования уставного фонда, органах управления, условиях реорганизации и прекращения деятельности предприятия. Подается также регистрационная карточка, которая одновременно является заявлением о государственной регистрации.

Действующим законодательством могут быть предусмотрены и другие требования относительно сведений, которые подаются в учредительных документах (например, уставы акционерных обществ должны содержать сведения о видах акций, которые они выпускают; учредительные документы обществ с ограниченной ответственностью — сведения о размере доли каждого из участников, размере, составе и порядке внесения ими вкладов). Если учредителем или одним из учредителей субъекта предпринимательской деятельности является юридическое лицо, его государственная регистрация должна быть подтверждена свидетельством о государственной регистрации. Если это иностранное юридическое лицо, регистрация местонахождения подтверждается соответствующим документом (выпиской из торгового, банковского или судебного реестра). Когда собственником выступает физическое лицо, его подпись на документах заверяется нотариально.

Устав предприятия утверждает учредитель (учредители), а устав государственного коммунального предприятия, основанного на собственности административно-территориальных единиц, или предприятия, имущество которого более чем на 50% принадлежит государству или местному органу, — учредитель совместно с трудовым коллективом.

Предприятия и учреждения подлежат государственной регистрации. С момента регистрации они приобретают права юридического лица. Деятельность незарегистрированного предприятия или учреждения запрещается. Отказ в государственной регистрации предприятия может возникнуть вследствие нарушения установленного порядка создания предприятия, а также в случае несоответствия учредительных документов требованиям законодательства. Не допускается отказ в государственной регистрации предприятия по мотивам нецелесообразности его создания. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован в суде.

При изменении основных положений устава или вида предприятия, учреждения осуществляется их перерегистрация в порядке, установленном для регистрации.

Деятельность предприятия, учреждения прекращается в связи с ликвидацией или реорганизацией (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) по решению собственника или органа, уполномоченного его создавать. В случаях, предусмотренных законодательством, такое решение принимается собственником с участием трудового коллектива. В отдельных случаях прекращение деятельности предприятия, учреждения подлежит согласованию с местными или антимонопольными органами.

Предприятия и учреждения ликвидируются в случае признания их банкротами: если принято решение о запрещении деятельности предприятия из-за невыполнения условий, установленных законодательством, и в предусмотренный решением срок не обеспечено соблюдение этих условий, или не изменен вид деятельности; если решением суда будут признаны недействительными учредительные документы и решение о создании предприятия; по другим основаниям, предусмотренным законодательством.

Предприятие, учреждение считаются реорганизованными или ликвидированными с момента исключения их из государственного реестра.

Ликвидацию предприятия, учреждения осуществляет ликвидационная комиссия, которая образуется собственником или уполномоченным им органом, а в случае банкротства предприятия, учреждения — судом или хозяйственным судом. По их решениям ликвидация может проводиться самим предприятием в лице его органа управления.

Собственник, суд (хозяйственный суд) или орган, уполномоченный создавать предприятие, принявший решение о ликвидации предприятия, устанавливает порядок и сроки проведения ликвидации, а также срок для заявления претензий кредиторов, который не может быть меньше двух месяцев с момента объявления о ликвидации.

Объединения граждан (Дополнение к лекции 5)

Понятие и виды объединений граждан.

Право граждан на свободу объединения предусмотрено во Всеобщей декларации прав человека и гарантировано Конституцией и законодательством Украины.

Статья 36 Конституции Украины закрепляет право граждан Украины на свободу объединения в политические партии и общественные организации для осуществления и защиты своих прав и свобод и удовлетворения политических, экономических, социальных, культурных и других интересов. При этом никто не может быть принужден к вступлению в любое объединение граждан или ограничен в правах за принадлежность либо непринадлежность к политическим партиям или общественным организациям.

Формы общественной активности граждан выражены в деятельности их разных объединений, поэтому понятие «объединения граждан» является обобщающим, что отображает разнообразие этих форм в реальной жизни общества.

Деятельность объединений граждан носит разнообразнейший характер. Она может быть направлена на участие в разработке государственной политики, развитие науки, культуры, возрождение духовных ценностей, решение конкретных социальных проблем отдельных категорий и групп граждан, осуществление благотворительной деятельности, охрану окружающей природной среды, обусловливаться общностью профессиональных и других интересов граждан и т. п.

Одним из критериев классификации объединений граждан может служить цель их деятельности. Так, в Законе Украины от 16 июня 1992 г. «Об объединениях граждан» дается четкое определение разновидностей объединений граждан — политических партий и общественных организаций.

В свою очередь, согласно Закону Украины «О политических партиях в Украине» политической партией признается зарегистрированное в соответствии с законом добровольное объединение граждан — приверженцев определенной общенациональной программы общественного развития, которая имеет своей целью содействие формированию и выражению политической воли граждан, принимает участие в выборах и других политических мероприятиях.

В отличие от политической партии общественной организацией является объединение граждан, созданное для удовлетворения и защиты своих законных социальных, экономических, творческих, возрастных, национально-культурных, спортивных и других интересов.

Наиболее полную характеристику объединений граждан позволяет дать их классификация по организационно-правовым свойствам, в соответствии с которой выделяются:

- массовые объединения граждан (политические партии, творческие союзы, религиозные организации, добровольные общества, профессиональные союзы и др.);

- органы общественной самодеятельности (народные дружины по охране общественного порядка);

- органы общественного самоуправления (советы и коллективы микрорайонов, домовые, уличные комитеты и др.).

Объединение граждан могут классифицироваться и по масштабам деятельности. В соответствии с Этим критерием можно выделить объединения граждан, которые действуют в масштабах всего государства, масштабах отдельных административно-территориальных единиц и их частей, а также объединения граждан, деятельность которых носит международный характер и распространяется на территорию не только Украины, но и других государств. При этом политические партии действуют только в государственном масштабе. Масштаб деятельности органов общественной самодеятельности и органов общественного самоуправления ограничен пределами конкретных административно-территориальных единиц.

Объединениям граждан присущи признаки, которые отличают их от государственных организаций. При этом можно выделить общие признаки, характерные для всех объединений граждан, а также отдельные специфические признаки, присущие тем или иным объединениям граждан.

К общим признакам следует отнести:

1) добровольность объединения. Это отображается в добровольности вступления и выхода из объединения граждан, методах работы, сущностью которых является достижение определенной цели внутриорганизационными методами, особых формах принуждения, из которых наиболее жесткой является исключение из членов объединения граждан;

2) организационные мероприятия, которыми в деятельности объединений граждан выступают самоуправление и саморегулирование;

3) отсутствие у объединений граждан вследствие их природы государственно-властных полномочий (за исключением случаев, если государство делегирует отдельные полномочия такого рода и закрепляет их законодательно, например, закрепление за общественными инспекторами охраны природы права составлять протоколы об административных правонарушениях).

Отдельными специфическими признаками, характерными для отдельных объединений граждан, являются:

1) членство в объединении и отношения членства, которые вытекают отсюда;

2) обязательность участия членов объединения граждан в его работе и создании материальной базы объединения путем внесения членских взносов;

3) наличие устава объединений граждан. Как правило, в деятельности объединений граждан отсутствуют коммерческие цели или получение прибыли. Исключение составляет лишь деятельность кооперативных организаций. Кроме того, допускается хозяйственная или другая коммерческая деятельность объединений граждан для выполнения их уставных задач и целей.

Взаимоотношения государства и объединений граждан носят исключительно правовой характер. Это проявляется в законодательном закреплении правового статуса объединений граждан рядом нормативно-правовых актов. Основные среди них — законы Украины «О объединениях граждан», а также «О свободе совести и религиозных организациях»[3], «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»[4], «О политических партиях в Украине». Деятельность некоторых объединений граждан, в том числе кооперативных организаций, коммерческих фондов, органов общественной самодеятельности, регулируется соответствующими законодательными актами.

Административно-правовой статус объединений граждан.

В значительной мере взаимоотношения государства и объединений граждан регулируются нормами административного права. Эти нормы определяют правовой статус объединений граждан, а именно — совокупность прав и обязанностей, реализуемых в правоотношениях, которые возникают между объединениями граждан и субъектами исполнительной власти.

Прежде всего это касается вопросов легализации объединений граждан. Другими словами, государство официально признает объединение граждан и оформляет его правовое положение. Официальное признание объединений граждан осуществляется путем их регистрации или уведомления об учреждении. Для регистрации объединения граждан его основатели подают заявление об этом, а также соответствующие документы, перечень которых определяется законодательством. Кроме того, общественные организации могут легализировать свое учреждение путем письменного уведомления об этом соответствующих государственных органов.

Основополагающее значение в определении правового положения объединения граждан имеет его устав. Он должен содержать: название, цель и задачу объединения; условия и порядок членства в объединении и выхода из него; структуру, порядок создания и деятельности уставных органов объединения; права и обязанности его членов; источники поступления средств и порядок осуществления видов деятельности, необходимых для выполнения уставных задач; порядок внесения изменений и дополнений в устав; порядок реорганизации или ликвидации объединения; юридический адрес.

Политические партии и международные общественные организации подлежат обязательной регистрации Министерством юстиции Украины, а легализация общественных организаций осуществляется соответственно Министерством юстиции Украины, местными органами исполнительной власти, а также исполнительными органами местного самоуправления. Отказ в регистрации объединения граждан может быть обжалован в судебном порядке.

Законом установлены и определены требования к учредителям объединений граждан. Так, политические партии могут создаваться только по инициативе совершеннолетних граждан Украины, которые не ограничены судом в дееспособности и не находятся в местах лишения свободы. Что касается общественных организаций, то их учредителями, кроме граждан Украины, могут быть иностранные граждане и лица без гражданства, которым исполнилось 18 лет. Учредителями молодежных и детских организаций могут быть лица, которые достигли 15 летнего возраста.

Важным фактором, который влияет на административно-правовой статус объединений граждан, является установление государством ограничений на создание и деятельность объединений граждан. Так, не подлежат легализации объединения граждан, а деятельность легализованных объединений граждан запрещается в судебном порядке, если их целью являются: изменение насильственным путем конституционного строя и в любой противозаконной форме нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, подрыв его безопасности, незаконный захват государственной власти, пропаганда войны, насилия, разжигание межэтнической, расовой и религиозной вражды, посягательство на права и свободы человека, здоровье населения, создание военизированных формирований.

Государство не вмешивается в деятельность объединений граждан, предоставляя им широкую автономию. Тем не менее это не исключает осуществления со стороны государства контроля за деятельностью объединений граждан. Так, органы, которые проводят легализацию объединений граждан, осуществляют контроль за соблюдением ими положений устава. Законом закреплено право представителей этих органов присутствовать на мероприятиях, которые проводят объединения граждан, требовать необходимые документы и получать в необходимых случаях объяснения.

Финансовые органы и органы налоговой администрации осуществляют контроль за источниками и размерами прибыли и других финансовых поступлений, а также за правильностью уплаты объединениями граждан налогов. Со своей стороны объединения граждан должны представлять финансовым органам декларацию о своих доходах и затратах.

Контроль за выполнением объединениями граждан действующих норм и стандартов может осуществляться экологическими, пожарными, санитарно-эпидемическими и другими органами государственного надзора и контроля.

За нарушение законодательства объединения граждан несут ответственность в установленном законом порядке. Так, к ним могут быть применены такие виды взысканий, как предупреждение, штраф, временное прекращение их деятельности. В случаях, предусмотренных законом, объединение граждан может быть принудительно распущено (ликвидировано) на основании решения суда.

Для осуществления своей деятельности объединения граждан наделяются широкими правами. Они могут выступать участниками общественных правоотношений, приобретать имущественные и неимущественные права, принимать участие в разработке государственной политики и формировании органов власти, проводить массовые мероприятия и т. п.

Законодательное регулирование правового положения религиозных организаций (к лекции 5)

Осуществление гражданами гарантированной ст. 35 Конституции Украины свободы мировоззрения и вероисповедания порождает разного рода общественные отношения, значительная часть которых носит правовой характер. Так, закрепленное в этой статье право граждан на отправление религиозных культов и ритуальных обрядов, проведение религиозной деятельности обусловливает создание и деятельность разнообразных религиозных организаций — религиозных обществ, управлений, центров, монастырей, религиозных братств, духовных учебных заведений и т.п., представляющих собой стойкие организационные системы со специфическими целями и конкретными способами их достижения.

Основным законодательным актом, который определяет правовое положение религиозных организаций, а также их взаимоотношения с государством, является Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях». Сущность правового регулирования взаимоотношений государства и религиозных организаций состоит в следующем: государство и его органы не пользуются методами государственно-правового контроля или принуждения при определении гражданами своего отношения к религии, не вмешиваются в религиозную деятельность организаций верующих, если она не нарушает законов государства и установленного порядка, не предоставляют религиозным организациям материальной поддержки, не поручают им выполнение любых государственных функций. Вместе с тем государство оказывает содействие установлению отношений взаимной религиозной и мировоззренческой терпимости и уважения между людьми, охраняет законную деятельность религиозных организаций и право верующих на отправление религиозных культов и ритуальных обрядов, осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства Украины о свободе совести и религиозных организациях. В свою очередь, религиозные организации лишены права вмешиваться вдела государства, принимать участие в деятельности политических партий, выдвигать кандидатов в органы государственной власти. Эти организации занимаются вопросами, связанными с удовлетворением религиозных потребностей граждан. При этом религиозные организации имеют право на участие в общественной жизни и использование средств массовой информации наравне с объединениями граждан.

Для получения религиозной организацией статуса юридического лица необходима ее государственная регистрация. Учредители религиозной организации — верующие совершеннолетние граждане в количестве не менее 10 человек — подают заявление о регистрации и устав религиозной организации в соответствующий государственный орган, который обязан в месячный срок принять решение о регистрации.

Устав религиозной организации принимается на общем собрании верующих граждан и имеет ряд важных особенностей. В частности, в уставе приводятся сведения о виде религиозной организации, ее местонахождении, имущественном состоянии, праве религиозной организации на учреждение предприятия, средств массовой информации, создании учебных заведений, порядке решения имущественных и других вопросов в случае прекращения деятельности религиозной организации и др.

Религиозные организации имеют право использовать для своих потребностей сооружения и имущество, которые предоставляются им на договорных началах государственными, общественными организациями или гражданами.

В собственности религиозных организаций могут находиться сооружения, предметы культа, объекты производственного, социального и благотворительного назначения, транспорт, денежные средства и прочее имущество, которое необходимо им для обеспечения их деятельности.

Субъектами ответственности за нарушение законодательства о свободе совести и религиозных организациях наряду с должностными лицами государственных органов могут быть также лица, занимающие соответствующее положение в иерархии религиозных организаций, и граждане.

Прекращение деятельности религиозных организаций возможно как по решению ее членов, так и по решению суда в случае нарушения законодательства Украины.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 5 = 4