Вопрос 5: Социально-исторические условия возникновения спекулятивной философии.

В качестве безраздельно господствующей формы организации общественного устройства первобытное общество просуществовало более 35.000 лет, и на протяжении всего этого времени мифосознание успешно выполняло свою главную социальную функцию духовного регулятора между людьми в этом обществе, поскольку призывало первобытных людей к неукоснительному соблюдению племенных норм и ценностей.

Однако, хоть и очень медленно, в жизни первобытного общества происходили фундаментальные изменения:

1) В период от 11 до 4 тысячелетия осуществляется переход от присваивающего хозяйства к производящему;

2) На место деревянных, костяных и каменных орудий приходят медные, бронзовые и железные;

3) Естественное, по возрасту и полу, разделение труда дополняется общественным разделением; появляются скотоводство, земледелие и ремесло, и происходит их дальнейшая внутренняя дифференциация;

4) Увеличение, в результате вышеназванных причин, производительности труда создает экономическую возможность эксплуатации одних людей другими, первой формой которой было рабство;

5) Родовая община разлагается на отдельные патриархальные семьи, превращающиеся в хозяйственные ячейки общества, вследствие чего появляется частная собственность;

6) Возникает и усиливается имущественное неравенство между людьми, вследствие чего на смену отношениям дружбы, сотруднечества и взаимопомощи приходят отношения соперничества, конкуренции, борьбы всех против всех;

7) Вследствие возрастания материального благополучия людей увеличивается численность и плотность населения и возникают большие поселения людей – города – в которых по соседству проживали выходцы из соседних племен, в связи с чем племенные нормы и ценности утрачивают свою общезначимость, и возникает потребность в каких-то новых способах регуляции человеческого поведения.

Общее усложнение организации всей общественной жизни, изменение характера общественных отношений, приводит к появлению государства и трансформации первобытного общества в цивилизационноею

Вышеназванные изменения в общественной жизни людей приводят к изменению их сознания: мифосознание, которое выражало и защищало племенные нормы и ценностиоказывается в состоянии глубокого кризиса, так как сами эти нормы и ценности перестали соответствовать новым условиям общественной жизни; оно разлагается и на его останках начинают формироваться новые формы человеческого духа, сознания, мировоззрения: религия, искусство, спекулятивная философия.

Однако обращение к истории Древнего имира показывает, что философия возникает не во всех ранних цивилизациях, по крайней мере в своем классическом виде, а в составе европейской духовной культуры она появляется лишь в 7-6 вв. до н.э., в Древней Греции. Это позволяет считать ее духовным продуктом полисной формы организации общественной жизни, а точнее демократически устроенной и функционирующей.

Полис – (греч. Город – государство) – античная соседская община, члены которой связаны между собой не столько узами кровного родства, сколько общим местом жительства и общей экономической жизнью.

Социальный состав полиса характеризовали наличием трех социальных групп – свободных граждан, рабов, метеков (метеки (от греч. переселенец) - чужеземцы, переселившиеся в тот или иной древне греческий полис; метеками становились также рабы, отпущенные на волю). Несмотря на то, что между свободными гражданами уже имелась значительная имущественная дифференциация, тем не менее в политическом и правовом отношении они были равны, т.к. им принадлежала политическая и судебная власть, и основными органами политического народовластия были: НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ СОВЕТ СУД ПРИСЯЖНЫХ.

Демократический характер полисной жизни создал благоприятные условия для возникновения философии благодаря тому, что:

1) Он способствовал формированию социально активных людей, интересующихся делами и проблемами полисной жизни и принимающими участие в их обсуждении и решении;
2) Он способствовал формированию абстрактно-понятийного аргументирования, доказательного и самостоятельного мышления, которое формировалось не в процессе труда, а в политическом и правовом общении граждан;
3) Занятие философией предполагает наличие свободы духовного творчества, а такая свобода существует только при демократии, когда открытое осуждение всех вопросов общественной жизни становится повседневной нормой.
4) В условиях, при которых вся общественная жизнь основывается на законах, принятых осознанно и добровольно самими гражданами, у людей возникает убеждение в том, что как они живут зависит от их сознания, а точнее говоря от тех представлений о должном общественном устройстве, которые существуют в их сознании;
5) В полисах было немало людей, недовольных различными сторонами полисной жизни человека в целом, а наличие демократии позволяло им это свое недовольство выражать.
Массовые настроения неудовлетворённости существующей организации общественной жизни порождают потребность в разработке социальных идеалов, т.е. образов, проектов, моделей какого-то нового, лучшего общественного устройства. Решение задачи удовлетворения этой потребности возложили на себя философы.

Загрузка...

Но просто сформулировать какой-то социальный идеал недостаточно, т.к. философы обращаются к людям, привыкшим к доказательному мышлению.

В этой связи перед ними возникает дополнительная задача, состоящая в том, чтобы предлагаемый идеал доказать, то есть обосновать возможность его осуществления. А логическая процедура доказательства, в свою очередь, требует установления некоторых аксиом – первоначал, из которых доказываемое дедуцируется.

В этой связи Платон писал: «назначение философии и ее безусловное дело состоит в том, чтобы отыскивать первоначала, на которых должно основываться идеальное общественное устройство». А так как в античности отсутствовало наличие качественного отличия общества от природы, то поиск первоначал идеального общественного устройства превращался в поиск первоначал мира в целом.

Вот в таком духовно-идеологическом и социально-политическом контексте проблема первоначал мира оказалась главной проблемой спекулятивной философии.

Вопрос 6: Спекулятивная философия, ее проблематика и основные разделы.

Спекулятивные философы полемизируют друг другом о том, КАКОВЫ ИМЕННО ПЕРВОНАЧАЛА МИРА. Но в том, что таковые СУЩЕСТВУЮТ, НИКТО ИЗ НИХ НЕ СОМНЕВАЕТСЯ. Признав как нечто самоочевидное существование порождающих мир первоначал, философы приписали им следующие свойства:

1)Первоначала являются образованиями вечными и самодостаточными, то есть абсолютами.

2)Поскольку из первоначал происходят ВСЕ ПРЕДМЕТЫ МИРА, в котором живёт человек, в том числе и сами люди, то они являются образованиями ВСЕОБЩИМИ и в них выражается единство мира.

3)Первоначала являются ГРАНИЦАМИ БЫТИЯ И ПОЗНАНИЯ, так как за ними ничего не существует, а следовательно нечего больше и познавать.

4)Знание о первоначалах является наиболее важным и ценным, поскольку "Не познав первоначал, нельзя познать и всё остальное"(Аристотель)

5)Первоначала существуют ОТДЕЛЬНО от тех предметов, началами которых они являются, и поэтому их можно познавать ПРЯМО И НЕПОСРЕДСТВЕННО.

Способ такого непосредственного постижения первоначал мира в истории философии назывался по-разному:

Феория (древние греки) = Интуиция (древние римляне) = Трансценденция = Спекуляция (латынь) = умозрение (русский).

Таким образом, спекулятивная философия - это такая философия, которая основывается на умозрительном постижении первоначал мира.

По-разному в истории философии обозначался также и тот раздел спекулятивной философии, в котором рассматривалась и тем или иным образом решалась проблема первоначал: Аристотель назвал этот раздел "Первая философия", Метафизика (Андроник Родосский), Онтология (Христиан Вольф, 18в).

Признав существование вечных и самодостаточных первоначал, спекулятивные философы тем самым разделили мир(бытие) на две части: на вечное бытие и возникающее и исчезающее бытие, то есть мир в котором живут люди и к которому они сами будучи телесными существами принадлежат.

Сообразно с двумя видами бытия существуют и ДВА ВИДА ПОЗНАНИЯ:

1) Мышление, которое направлено на постижение (первоначал мира);

2) Чувственность, которая направлена на постижение бытия возникающего и исчезающего.

Мышление даёт ДОСТОВЕРНОЕ ЗНАНИЕ, то есть такое, которое является всегда истинным, а чувственность даёт знание ВЕРОЯТНОЕ, то есть такое, которое может быть как истинным, так и ложным.

Таким образом обсуждая онтологическую проблематику философы вышли на ГНОСЕОЛОГИЧЕСКУЮ ПРОБЛЕМАТИКУ, то есть на вопросы о том, как люди познают мир, какую роль играют в познании мышление и чувственность, что такое истина и каковы причины заблуждений.

Онтология, взятая в единстве с гносеологией, образуют ЭЗОТЕРИЧЕСКУЮ ФИЛОСОФИЮ, которая является "ядром", "стержнем" любого спекулятивно-философского учения. Однако ни одно такое учение не исчерпывается этим "ядром", а включает в себя так же ЭКЗОТЕРИЧЕСКУЮ ФИЛОСОФИЮ. Последняя, в свою очередь, так же состоит из двух больших частей:

1)НАТУРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ(или философии природы),в которой рассматриваются природные явления и процессы. Спекулятивные философы обращаются к природе не для того, чтобы открыть присущие ей законы, а для того чтобы нарисовать такую картину природы, в которой она предстала бы как образец порядка ,гармонии и совершенства, взирая на который, люди должны стремиться организовать и упорядочить свою общественную и личную жизнь, для того чтобы ЖИТЬ В СОГЛАСИИ С ПРИРОДОЙ.

2) Рассмотрев таким образом природу, то есть рассмотрев её с НАЗИДАТЕЛЬНЫМИ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫМИ ЦЕЛЯМИ, философы переходят к КРИТИЧЕСКОМУ рассмотрению современной им ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ, что образует содержание СОЦИАЛЬНОЙ ИЛИ МОРАЛЬНОЙ философии.

Завершается этот раздел формулированием определённого СОЦИАЛЬНОГО ИДЕАЛА, то есть модели лучшего, более совершенного по сравнению с существующей организацией общественной жизни, общественного устройства.

Таким образом, всё содержание спекулятивно-философского учения "работает" на решение одной стратегической задачи - на обоснование социального идеала.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

83 − 76 =